Рабочие программы по родному языку и литературе для 11 класса, Лайпанова Х.Х., 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родной литературе
для 11 класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Лайпановой Хаджар Халитовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Карачаевская литература 11 класс»
Класс: 11
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 102-3часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Карачаевская литература(хрестоматия): Караева А., Борлакова Д. –
Черкесск,1994.
Карачаевская литература (учебник): Караева А., Борлакова Д..- Майкоп,
2011.
Учитель: Лайпанова Х.Х.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет – литература
Класс -11
Всего на изучение программы –102 часов
Количество часов в неделю – 3
Настоящая рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2009г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку
1 – 11 классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А., Батчаева А–М.
Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У.,
Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных
школ:
Карачаевская литература 11 класс (Къарачай литература) Хрестоматия.
Черкесск 1996
Авторы: Караева А., Борлакова Д.
Карачаевская литература. Учебник. Майкоп 2011
Авторы: Караева А., Борлакова Д., Караева З.) Майкоп 2011
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом
содержания литературного образования для выпускников основной
общеобразовательной школы.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное
содержание с распределением учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к
уровню подготовки 11 – классников.
Место литературы в базисном плане
Региональный учебный базисный план для образовательных учреждений
КЧР отводит в 11 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю) часов для
обязательного изучения учебного предмета «Карачаевская литература» на
этапе основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета
Карачаевская литература – учебная дисциплина, формирующая духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика карачаевской литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически
осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в
художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на
читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества.
Изучение карачаевской литературы на базовом уровне сохраняет
фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся
об историческом развитии национальной литературы, позволяет учащимся
глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной
литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается
на традицию изучения художественного произведения как незаменимого
источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального развития личности школьника. Приобщение
старшеклассников к богатствам национальной художественной литературы
позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры
молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные
способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению, к
культуре своего народа.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения
в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Цели
Изучение карачаевской литературы в старшей школе на региональном
уровне направлено на достижение следующих целей:
* воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в

современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям национальной культуры;
* развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
* освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
* совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи литературного образования в 11 классе –
* Формирование представлений о литературе как о литературном феномене,
занимающем
специфическое место в жизни нации и человека
* Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
* Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико –
эстетический компонент искусства
* Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной
читательской деятельности
* Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого
ценностного отношения к миру и искусству
* Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения
устной и письменной речью
* Формирование основных эстетических и теоретико – литературных
понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно
– художественных произведений.
В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир
писателя в историко – культурном аспекте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества карачаевских писателей XIX-XX вв.;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
Уметь
* воспроизводить содержание литературного произведения;
* анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
* соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
национальной культурой; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы карачаевской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
* определять род и жанр произведения;
* сопоставлять литературные произведения;
* выявлять авторскую позицию;
* выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;

* аргументированносформулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
* писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров
на литературные темы.
Учебники и учебные пособия
Изучение «Карачаевской литературы» в 11 классе осуществляется по
учебникам, рекомендованным Министерством образования КЧР.
Дополнительная литература:
Антология карачаевской поэзии. Москва 2006
Авторы: Тоторкулов К – М., Байрамукова Ф., Акбаев А.
Основное содержание программы

Жизнь и литература (2 часа)
Великая Отечественная война (отражение войны на истории народа)
Образование К – ЧАО
Художественная проза(1 час)
Тема Великой Отечественной войны в произведениях карачаевских
писателях
Хубиев Осман (8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэтические искания. Развитие традиционных тем карачаевской лирики
(темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Обзор романа «Аманат» и чтение глав.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в
карачаевской литературе Постановка острых нравственных и социальных
проблем (человек и природа, проблема исторической памяти,
ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала в карачаевской
литературе и литературах других народов России.

БайрамуковаХалимат (14 часов + 1 час РР)
Жизнь и творчество (обзор).
Гражданские лирические стихи.
Венок сонетов. О смысле жизни.
Поэма «Залихат» Тема – роль женщины в Великой Отечественной войне
Обзор романов «Джыллаблатаула», «Мёлек»
Повесть «Гранатовый браслет»
Своеобразие сюжета романа. Символический смысл художественных
деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического
анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл романа.
БогатырёвХарун (4 часа)
Жизнь и творчество «Ата Джурт ючюн»
Несмотря на переселение, сыновья карачаевского народа героически
сражаются на фронтах Великой Отечественной войны. Автобиографическая
повесть. Своеобразие композиции повести.
Лайпанов Сейит (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
О книге «Къарачайны уланы – Белоруссияны джигити». Изображение
подвигов Героя Советского Союза Османа Касаева в Великой
Отечественной войне. О содержании и значении книги в жизни.
ЭбзеевХанафий (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
О повести «Бычакъны ауузунда». Обзор и чтение глав повести.
История создания повести. Широта эпического повествования. Сложность
авторской позиции. Система образов в романе. Глубина постижения
исторических процессов в романе. Изображение войны как общенародной
трагедии. “Вечные” темы в романе: человек и история, война и мир, личность
и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы.
Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие
романа. Язык повести Эбзеева Х..

СуюнчевАзамат (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Ата джуртума», «Мюрзеун къачына», «Анам»,
«Джанкъылычдан чынгау», «Тенгиз»,»Кёк толкъунда акъ дууадакъ»,
«Тарыгъыу», «Унут, дейле» (возможен выбор стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Суюнчева А.. Музыкальность стиха,
изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и
мыслей. Основные темы и мотивы поэзии Суюнчева А.. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии.
Поэма «Джазыу джылла».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий переселения.
Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в
поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика,
интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ народа и
многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения
в поэме.
Кубанов Дахир (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Эки заман»
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие
традицийкарачаевской классической литературы в романе. Роль эпиграфа.
Система образов-персонажей. Эпическая широта, сатирическое начало и
лирические раздумья повествователя в романе. Проблема нравственного
выбора в романе. Смысл финала романа.
ХубиевНазир (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Къулакъ суучукъ», «Гитче суучукъ», «Мара», «Урушда
ёлге къарнашыма», «Уруш ётген тюзде», «Морх ауушну джигитлерине»,
«Тирмен», «Анам ёлген кече», «Исси кёлде – ай» (возможен выбор
стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Хубиева Н., романтическая традиция
в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Национальное и
прозаическое направление в поэзии Хубиева Н..
Батчаев Мусса (7 часов + 1 час РР )

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения о жизни «Арбачы», «Тилек».
Рассказ «Кюмюш Акка». В нём раскрывается тема, как война ломает судьбы
людей. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.
Система образов в романе.
Трагикомедия «Тёппесине джулдуз тийген».
Эмоциональная взволнованность и ироничность трагикомедии Батчаева М.,
оригинальность его словотворчества.
Краткий обзор критической литературы (1час)
Семёнов Исмаил (1 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Джырчы Сымайыл», «Анам».
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный
монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Семёнова И.. Своеобразие поэтического стиля.
Узденов Альберт (1 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворение: «Клухор ауушда» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Мамчуева Дина (1 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Кёгюрчюн», «Тиширыула» (возможен выбор трех других
стихотворений).Философская глубина лирики Мамчуевой Д. Тема человека и
природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение
патетической интонации и разговорного языка. Литература народов КЧР (1
час (обзор).)
Итоговый урок (1 час)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родная литература 11 класс»
Класс: 11
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 102-3 часа в неделю
Къарачай литература (хрестоматия): Караева А., Борлакова Д. – Черкесск,
1994
Къарачай литература (учебник):Караева А., Борлакова Д., Караева З. Майкоп 2011
Учитель: Лайпанова Х.Х.

КАРАЧАЕВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (хрестоматия) 11 класс
Къарачайлитература (Караева А., Борлакова Д) - Черкесск 1994
Къарачайлитература (учебник) (Караева А., Борлакова Д., Караева З.) Майкоп 2011
№
Тема урока
Дата по Дата по
п/п
плану
факту.
1
Жизнь и литература
Великая Отечественная война.Жизнь, литература
(учебник)

2
3
4
5
6

7
8
9

Образование Карачаево-Черкесской автоном.
области (учебник)
Тема Великой Отечественной войны.
Художественная проза.
Историко-революционная тема.
Тема нового времени (учебник)
Хубиев О. Биография и его творчество (учебник)
Гражданские лирические стихи (учебник)Хубиев
О. Туугъан джуртум. Къарнашхалкъгъа. Джолла.
(хрест.)
Хубиев О.Къарнашлыкъгъа. Джолла(хрест.)
Хубиев О. Къанлы кюнде къанатым.
Хубиев О. «Аманат» Отрывок из романа. (хрест.)

10 Хубиев О. «Аманат».Отрывок из романа(хрест.)
11 Хубиев О. «Аманат» Отрывок из романа. (хрест.)
12 «Аманат» Вопросы и задания к роману (хрест.)
13 «Аманат» роман (учебник)«Аманат» Сюжет
романа, его композиция (учебник)
14 «Аманат» Идея романа (учебник)
«Аманат» 3 – я книга романа (учебник)
15 «Аманат». Идейно – художественный смысл
романа (учебник).
16 «Аманат» Богатство языка романа (учебник)
17 Эпические произведения. Эпопея (учебник)
18 Сочинение «Хасанны сыфаты»
19 Байрамукова Х. Биография и её творчество
(учебник)
20 Байрамукова Х. Сюйген тауларым. Сен фронтха
болушамыса? Сюемеджашауну. (хрест.)

21 Эртден (Венок сонетов) (учебник)
Сплетение сонетов (хрест.)
22 Рассказы Байрамуковой Х. (учебник)
23 Х.Байрамукова «Залихат». Отрывки из поэмы.
24 Х.Байрамукова .«Залихат». Отрывки из поэмы.
25 О поэме «Залихат». Композиция поэмы
(учебник).
26 Виды образования поэтического языка. Инверсия
(учебник)
27 Риторические вопросы. Лирические отступления
(учебник)
28 Сочинение «Залихатны сыфаты»
29
30
31
33
34
35
36
37

Байрамуковой Х. Роман «Джылла бла таула»
(учебник). Аслан (учебник)
Кеминат. Айшат и её супруг. Даута и Джамал.
Марзий и джегутинец (учебник)
Богатство языка в романе (учебник)
Байрамукова Х. «Мёлек» Отрывки из романа
(хрест.)
Байрамукова Х. «Мёлек» Отрывки из романа
(хрест.)
Байрамукова Х. «Мёлек» Отрывки из романа
(хрест.)
Роман «Мёлек». Повествовательные
закономерности романа. Образ Мёлек (учебник)
Образ Зумрат

38 Идейное содержание романа (учебник) Подготовка
к сочинению
39 Сочинение «Мёлекни сыфаты»
40 Богатырёв Х. Биография и его творчество
(учебник)
41 Богатырёв Х. Ата джурт ючюн. (хрест.)
42 Богатырёв Х. Ата джурт ючюн. (хрест.)
43 Богатырёв Х. Ата джурт ючюн.
44 О книге «Ата джурт ючюн» (учебник)
44 Беседа «Славные сыны Карачая в годы ВОВ.

45 Лайпанов С. Биография и его творчество
(учебник)
46 Лайпанов С. «Къарачайны уланы-Белоруссияны
джигити.
47 Лайпанов С. «Къарачайны уланы-Белоруссияны
джигити» (хр)
48 Лайпанов С. « Къарачайны уланы-Белоруссияны
джигити» (хр)
49 Лайпанов С. « Къарачайны уланы-Белоруссияны
джигити» (хр)
50 О содержании книги «Къарачайны уланы –
Белоруссияны джигити».
51 Отличительные особенности произведения.
52 Значение книги в жизни (учебник)
53 Сочинение « Къасайланы Османны сыфаты»
54 Эбзеев Х. Биография и его творчество (учебник)
55 Эбзеев Х. Бычакъны ауузунда. (хрест.)
56 Эбзеев Х. Бычакъны ауузунда. Эбзеев Х. (хрест.)
57 Эбзеев Х. Бычакъны ауузунда. (хрест.)
58 О повести «Бычакъны ауузунда» (учебник)
59 Суюнчев А. Биография и его творчество (учебник)
Суюнчев А. Ата джурт . (хрест.)
Суюнчев А. Тенгиз. Тарыгъыу. (хрест.)
Суюнчев А. Кёк толкъунда акъ дууадакъ.
Суюнчев А. Унут,дейле
Суюнчев А. Джазыу джылла. Поэмадан юзюк.
Ай. (хрест.)
65 «Джазыуджылла» поэманы юсюнден (учебник)
60
61
62
63
64

66 О произведениях Суюнчева А. (учебник)
67 Сочинение «Лирика А.Суюнчева»
68 Кубанов Д. Биография и его творчество
(учебник)
69 Кубанов Д. Эки заман. Отрывки из романа.
(хрест.)

70 Кубанов Д. Эки заман. Отрывки из романа.
(хрест.)
71 Кубанов Д. Эки заман. Отрывки из романа.
(хрест.)
72 Кубанов Д. Экизаман. Отрывки изромана.
(хрест.)
73 Роман «Эки заман». Сюжет романа «Эки заман».
Цепь сюжетов романа. Образы в романе (учебник)
74 Мать Бэлы Нюрхан. Тохтар. Семья Тохтара.
Канитат. Нанык. Идейное содержание романа.
(учебник)
75 Хубиев Н. Биография и его творчество (учебник)
76 Лирика ХубиеваН. (учебник)
Къулакъ суучукъ. Гитче суучукъ…
77 Мара. Урушда ёлген къарнашыма. (хрест.)
78 Хубиев Н. Уруш ётген тюзде. Исси – кёлде ай.
(хрест.)
79 Хубиев Н. Морх ауушну джигитлерине.
80 Хубиев Н. Анам елген кече.
81 Сочинение «Любовная лирика в произведениях
Н.Хубиева»
82 Батчаев М. Биография и его творчество
(учебник)
83 Батчаев М. Арбачы.(хрест.)
84 Батчаев М. Тилек.
85 Батчев М. Кюмюш Акка. (хрест.)
86 Батчаев М. Кюмюш Акка. (хрест.)«Кюмюш
Акка» (учебник)
87 Батчаев М. « Кюмюш Акка»
88 Сочинение « Кюмюш Акканы сыфаты»
89 Батчаев М. Тёппесине джулдуз тийген.
Трагикомедия. (хрест.)
90 Батчаев М. Тёппесине джулдуз тийген.
Трагикомедия. (хрест.)
91 О трагикомедии «Тёппесине джулдуз тийген».

92
93
95
96

(учебник)
Краткий обзор критической литературы
(учебник)
Семенов Исмаил «Джырчы Сымайыл». Анам.
(хрест.)
Семенов Исмаил «Мен турурма Къарачайда
унутулмай»
Узденов А. Клухор ауушда. (хрест.)

97 Узденов А.Стихи.
98 Мамчуева Д. Кёгюрчюн. Тиширыума. (хрест.)
99 Байрамукова Ф. Стихи.
100 Балкарская литература.
101 Литература братских народов КарачаевоЧеркесии. Черкесская литература. Абазинская
литература. Ногайская литература (учеб)
102 Итоговый урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».