Рабочая программа Алиевой А.А., учителя русского языка и литературы.Русский язык, 8б класс, 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по русскому языку
для 8 (восьмого) Б класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Алиевой Айной Алимуратовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Русский язык
Класс: 8
Срок реализации программы, учебный год: 2022– 2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего- 102 часов в год; в неделю- 3 часа.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих
нормативных документов:
 Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Рабочая программа составлена с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку и Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому
языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Программа составлена учителем русского языка и литературы
Алиевой АйнойАлимуратовной

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9
классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ,
содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Учебник Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.Русский язык: учебник для учащихся 8 класса для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2009г.

Цели и задачиизучения учебного предмета.
Целямиизучения русского языка в основной школе являются:
•
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
•
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
•
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
•
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачамиизучения предмета являются:
- развивать функциональную грамотность учащихся;
- дать им возможность осознать слово в его целостности;
- развивать у учащихся умение анализировать соотношение звуковой оболочки и графического образа слова, его лексические и грамматические
особенности и связи;
- развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической характеристикой;
- развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения.
Курс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часа(3 часа в неделю).
Формы текущего контроля:
- контрольные работы (диктант с грамматическим заданием, словарный, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический,
творческий, свободный, «Проверь себя»);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (выборочное, подробное);
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта);
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- устные опросы;
- самостоятельные работы плюс защита проектов.

Формы организации учебного процесса:
Процесс обучения предполагается реализовать с помощью следующих форм: семинары-практикумы, проектная деятельность, круглые столы, урок
изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,
урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и формы работы с «особенными детьми»
Методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный, синтетика, индивидуальные занятия по
плану и графику, во время урока.
Методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания, карточки, консультации, индивидуальные занятия по плану и по графику.

Формирование универсальных учебных действий.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяет сориентироваться в нравственных формах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Планируемыми результатамиизучения русского языка в основной школе являются:
Личностные - освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные– освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 способность определить цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;

 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные– освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и
заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение
повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный
синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов,
многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных
конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать
примеры на пунктуационные правила.

Содержание учебного предмета (102часа)
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Русский язык в современном мире.
Основные термины по разделу: основные разделы языка, основные языковые единицы.
Раздел 2. Повторение изученного в V –VII классах (9 ч.)
Знаки препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на
группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых
предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные).
Виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или
подчинительного союзного средства.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, наречий; графически обозначать условия
выбора данных орфограмм.
Краткие прилагательные и краткие причастия; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи.
Не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи; графическое
обозначение условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (5 ч.)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические
по значению словосочетания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис. Пунктуация. Функции знаков препинания. Словосочетание, типы словосочетаний. Словосочетание, виды синтаксических
связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Раздел 4. Простое предложение. (3 ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать
предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные –
отрицательные.
Раздел 5. Двусоставные предложения. (17 ч.)
Главные члены предложения. (7 ч.)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения. (10 ч.)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное
определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени,
места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное
именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения,
обстоятельства.

Раздел 6. Односоставные предложения. (11 ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенноличные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Основные термины по разделу:
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Назывные предложения. Определённо-личные предложения.
Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного
предложения.
Раздел 7. Простое осложнённое предложение. (31ч.)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения. (12 ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,
противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения.
Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при
обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения. (18 ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид
обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать
предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Основные термины по разделу:

Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающее слово.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособление; функции знаков препинания. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Синтаксический
разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Раздел 8. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (20 ч.)
Обращение. (3 ч.)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные и вставные конструкции. (8 ч.)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при
вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение
пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Чужая речь. (9 ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные слова; группы вводных слов по значению; вставные конструкции.
Междометия; вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Раздел 9. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (8 ч.)
Синтаксис и морфология. Контрольное изложение.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и культура речи.
Итоговая контрольная работа.
Основные термины по разделу:
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные
предложения.Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

Календарно-тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем

п/п

часов
Введение.

1

Кол-во

Введение. Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в V –VII классах.

1 ч.
1
9 ч.

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

4

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

5

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

6

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко.

1

7

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко.

1

8

Стартовый контрольный диктант.

1

9

Анализ стартового контрольного диктанта.

1

10

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

5 ч.

11

Основные единицы синтаксиса.

1

12

Р/Р Текст как единица синтаксиса.

1

13

Предложение как единица синтаксиса.

1

14

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Простое предложение

3 ч.

Дата
План

Факт

16

Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

17

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

1

18

Р/Р Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.

1

Двусоставные предложения

17 ч.

Главные члены предложения

7 ч.

19

Подлежащее.

1

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

21

Составное глагольное сказуемое.

1

22

Составное именное сказуемое.

1

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

24

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

1

25

Анализ контрольного диктанта.

1

Второстепенные члены предложения

10 ч.

26

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1

27

Определение.

1

28

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

29

Обстоятельство.

1

30

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

31

Р/Р Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые

1

особенности.
32

Р/Р Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения».

1

33

Повторение по теме «Двусоставные предложения».

1

34

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения».

1

35

Анализ контрольного диктанта.

Односоставные предложения

1
11 ч.

36

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

1

37

Назывные предложения.

1

38

Определённо-личные предложения.

1

39

Неопределённо-личные предложения.

1

40

Р/Р Инструкция.

1

41

Безличные предложения.

1

42

Р/Р Рассуждение.

1

43

Неполные предложения.

1

44

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

45

Повторение по теме «Односоставные предложения».

1

46

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

1

Простое осложнённое предложение
47

Анализ контрольного диктанта.

31 ч.
1

Понятие об осложнённом предложении.
12 ч.

48

Однородные члены предложения

49

Понятие об однородных членах предложения.

1

50

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

51

Р/Р Изложение (по упр. 242).

1

52

Р/Р Изложение (по упр. 242).

1

53

Однородные и неоднородные определения.

1

54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

55

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

56

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

57

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

58

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

59

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

60

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

1

Обособленные члены предложения

18 ч.

61

Понятие об обособлении.

1

62

Понятие об обособлении.

1

63

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

64

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

65

Р/Р Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

1

66

Р/Р Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

1

67

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

68

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

69

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

70

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

72

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

73

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

74

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

75

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1

76

Контрольный диктант по теме «Простое осложнённое предложение».

1

77

78

Анализ контрольного диктанта.

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

20 ч.

Обращение

3 ч.

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при

1

обращении.
79

Употребление обращения.

1

80

Р/Р Составление делового письма.

1

Вводные и вставные конструкции

8 ч.

81

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных

1

83

предложениях.

84

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных

1

предложениях.
85

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

86

Р/Р Публичное выступление.

1

87

Междометия в предложении.

1

88

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и

1

предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
89

Повторение по теме «Словаграмматически не связанные с членами предложения».

Чужая речь

1
9 ч.

90

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

91

Прямая речь.

1

92

Диалог.

1

93

Р/Р Рассказ.

1

94

Цитата.

1

95

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

1

96

Повторение по теме «Чужая речь».

1

97

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами

1

предложения».
98

Анализ контрольного диктанта.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

1
8 ч.

99

Синтаксис и морфология.

1

100

Синтаксис и пунктуация.

1

101

Р/Р Изложение (по упр. 443).

1

102

Итоговый контрольный диктант.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».