Рабочая программа Алиевой А.А., учителя русского языка и литературы.Литература,6а класс, 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по литературе
для 6 (шестого) А класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Алиевой Айной Алимуратовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Литература
Класс:6
Срок реализации программы, учебный год: 2022 – 2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего- 102 часа в год; в неделю-3 часа
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные
программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской
программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011
и учебника для учащихся 6 класса
общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа составлена учителем русского языка и литературы
Алиевой Айной Алимуратовной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований
к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные программы по учебным
предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011
и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост.
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2014.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
1.
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
2.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
3.
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
4.
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Задачи изучения литературы– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их

грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как
можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часа
Курс литературы опирается на следующие формы работы по освоению содержания художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
•
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
•
выразительное чтение художественного текста;
•
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
•
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
•
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
•
анализ и интерпретация произведения;
•
составление планов и написание отзывов о произведениях;
•
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
•
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
•
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений
для самостоятельного чтения.

Методы и формы работы с «особенными детьми»
Методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный, синтетика, индивидуальные
занятия по плану и графику, во время урока.

Методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания, карточки, консультации, индивидуальные занятия по плану и по
графику.

Формирование универсальных учебных действий.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяет сориентироваться в нравственных формах и правилах,
выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться,
вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками.
Планируемые результаты по освоению программы по литературе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
•

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
•

Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
•
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
•
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
•
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
•
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
•

В результате изучения литературы ученик должен

знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;

уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитаному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения
авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение обрядового фольклора
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота,
меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический
колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие
окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного
послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня
ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических
тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против
беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая
история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к
оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто нации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы
одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные
понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,
любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих
противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет
коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный
характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и
взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэти ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской
жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. На род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о
«прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия.
Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной
детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...»,
«Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные
состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к
героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и
Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой
солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и
обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа —
честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности ис пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство
собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств
человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед
весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и
мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда
об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в
«Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея.
Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах,
мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь
— герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически
сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях.
Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота
восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно-тематическое планирование
№п
/п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

2

ВВЕДЕНИЕ - 1 ч
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская
позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч
УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

3

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

1

4

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Тест

1

5

Урок - "посиделки". Русский фольклор. Подготовка к сочинению "В чём красота и мудрость
русских обрядов?"

1

6

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1 ч
Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические
события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

1

7

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА - 2 ч
Русские басни. Слово о баснописце.И.И.Дмитриев

1

1

1

8

«Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности
языка XVIII столетия.

9

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА - 47 ч
И. А Крылов. Слово о баснописце. "Листы и корни". Роль власти и народа в достижении
общественного блага.

1

10

И. А Крылов. "Ларчик". Критика мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна.

1

11

И. А Крылов. "Осёл и соловей". Комическое изображение "знатока", не понимающего

1

Дата
План

Факт

истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.
12

Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?"

1

13

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых
устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1

14

А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в
понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу
стихотворения "Зимнее утро".

1

15

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении "И.И. Пущину". "Чувства добрые" в лирике А.С.
Пушкина. Жанр стихотворного послания. "Зимняя дорога". Изображение действительности и
внутреннего мира человека.

1

16

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в
лирике А.С. Пушкина.

1

17

А.С. Пушкин. Цикл "Повести Белкина". "Барышня - крестьянка". Сюжет и герои повести. Роль
антитезы в композиции повести.

1

18

А.С. Пушкин. Пародия на романтические темы и мотивы в повести "Барышня - крестьянка".
"Лицо и маска" героев повести. Роль случая в композиции произведения.

1

19

А.С. Пушкин. "Выстрел". Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

1

20

А.С. Пушкин. "Дубровский". Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и
Кирилы Троекурова.

1

21

А.С.Пушкин. "Дубровский". Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и
деспотизма.

1

22

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести.

1

23

Романтическая история любви В.Дубровского и М. Троекуровой. Авторское отношение к
героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного
произведения.

1

24

Подготовка к домашнему сочинению "Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина
"Дубровский".

1

25

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

1

26

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи". Основное настроение и композиция стихотворения,
особенности поэтических интонаций.

1

27

М.Ю. Лермонтов. Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях "Листок",
"Утёс", "На севере диком..." Особенности выражения темы одиночества.

1

28

Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова.

1

29

М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром.

1

30

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

31

Классное сочинение "Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова.

1

32

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов "Записки охотника" и их гуманистический
пафос.

1

33

И.С. Тургенев. "Бежин луг". Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и
предания. Юмор автора.

1

34

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

1

35

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Портреты героев как средство изображения их
характеров.

1

36

Н.В. Гоголь "Старосветские помещики".

1

37

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта.

1

38

Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся..." Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы
в стихотворении.

1

39

Ф.И. Тютчев. "Неохотно и несмело..." Обучение анализу одного стихотворения.

1

40

А.А. Фет. Слово о поэте. "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Опять незримые усилья...".
Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1

41

А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

1

42

А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило
человеческой нравственности.

1

43

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов.

1

44

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1

45

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. "Железная дорога". Картины подневольного труда. Величие
народа - созидателя.

1

46

Н.А. Некрасов. "Железная дорога". Своеобразие композиции.

1

47

Н.А. Некрасов. Историческая поэма "Дедушка". Декабристская тема в творчестве.

1

48

Н.С. Лесков. Слово о писателе. "Левша". Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм
русского человека из народа.

1

49

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова "Левша". Бесправие народа.
Авторское отношение к героям повести.

1

50

Особенности языка повести Н.С. Лескова "Левша". Подготовка к сочинению "Изображение
лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе
Н.С. Лескова "Левша".

1

51

Н.С. Лесков "Человек на часах".

1

52

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы по
выбору учащихся.

1

53

А.П. Чехов. "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и
художественная деталь как источник юмора.

1

54

Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский,
Е.А. Баратынский).

1

55

Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике
(Е.А. Баратынский. "Весна, весна!", "Чудный град...". А.К.Толстой. "Где гнутся над озером
лозы..."

1

56

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 30 ч
А.П. Платонов. Слово о писателе. "Неизвестный цветок". Прекрасное - вокруг нас. "Ни на кого
не похожие" герои А.П. Платонова.

1

57

А.С. Грин. Рассказ о писателе. "Алые паруса". Победа романтической мечты над реальностью
жизни".

1

58

Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина "Алые паруса". Авторская позиция в
произведении.

1

59

М.М. Пришвин. Слово о писателе. "Кладовая солнца". Нравственная суть взаимоотношений
Митраши и Насти.

1

60

Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

1

61

М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Анализ эпизода "Рассказ о ели и сосне, растущих вместе".

1

62

Особенности композиции и смысл названия сказки - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
Подготовка к сочинению.

1

63

Классное сочинение "Человек и природа в сказке М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

1

64

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.
К.М.Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Н.И. Рыленков. "Бой шёл всю
ночь..." Д.С.Самойлов. "Сороковые".

1

65

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному
чтению.

1

66

А. А.Лихачёв. "Последние холода". Дети и война.

1

67

В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Конь с розовой гривой". Картины жизни и быта сибирской
деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы
рассказа.

1

68

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой". Юмор в рассказе. Особенности использования
народной речи в художественном произведении.

1

69

Подготовка к домашнему сочинению "Роль речевых характеристик в создании образов героев
рассказа В.П.Астафьева"Конь с розовой гривой".

1

70

В.Г.Распутин. Слово о писателе. "Уроки французского". Герои рассказа и его сверстники.
Отражение в повести трудностей военного времени.

1

71

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы
Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

72

Классное сочинение "Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и
В.Г.Распутина.

1

73

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице". Тема Родины в
поэзии Рубцова. Человек и природа в его "тихой" лирике.

1

74

Ф.Искандер. Слово о писателе. "Тринадцатый подвиг Геракла". Влияние учителя на
формирование детского характера.

1

75

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".

1

76

Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина,
литературе о Великой Отечественной войне.

1

77

Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.А.Блок. Слово о поэте. "Летний вечер", "О как
безумно за окном..." Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

1

78

С.А.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша". Чувство любви к родной
природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение
выразительному чтению.

1

79

А.А.Ахматова. Слово о поэте."Перед весной бывают дни такие..."Обучение анализу одного
стихотворения.

1

80

Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики А.А.Ахматовой.

1

81

К.Кулиев. Слово о поэте. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой
народ..." Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

1

82

Г.Тукай. Слово о поэте." Родная деревня", "Книга". Любовь к малой родине, верность
традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

1

83

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ "Срезал". Особенности героев Шукшина.

1

84

Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в творчестве Шукшина.

1

86

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции.

1

87

Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот.

1

88

Геродот. Слово о писателе и историке. "Легенда об Арионе". Отличие мифа от сказки.

1

89

Гомер. Слово о Гомере. "Илиада" и "Одиссея" как героические эпические поэмы. Понятие о
героическом эпосе (начальные представления).

1

90

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. "Дон Кихот". Проблема истинных и ложных идеалов.
Герой, живущий в воображаемом мире.

1

91

"Дон Кихот" как пародия на рыцарские романы.

1

92

М. Сервантес Саведра. "Дон Кихот". Народное понимание правды жизни как нравственная
ценность. Образ СанчоПансы.

1

93

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и
чести.

1

94

П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе". Конфликт естественной жизни и цивилизованного
общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

95

М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна" .Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических
ситуациях.

1

96

М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна". Том иГек: общность и различие.

1

97

М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна". Средства создания комического. Юмор в
произведении.

1

98

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. "Маленький принц"как философская сказкапритча.

1

99

А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о
естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1

100

Письменный ответ на вопрос "Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?"Тест

1

101

Урок-праздник "Путешествие по стране Литературы 6 класса".

1

102

Задания для летнего чтения. Итоговый урок

1

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2011
К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и
др.
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011
3) В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2012
4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2011
5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6класс.
Москва «Просвещение» 2009
6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2011
7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2010
Календарно-тематическое планирование.
Учебник:
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной.
Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Тематический план
Раздел

Кол-во

1.Введение

1

2.УНТ
3.Из древней литературы

4
1

4.Из литературы 18 в.

2

5.Из русской литературы 19 в.

к\р

р\р

Вн\ч
1

1

1

47

2

8

6

6.Из русской литературы 20 в.

30

2

5

3

7.Из зарубежной литературы

17

1

1

6

102

6

15

16

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».