Рабочая программа учителя русского языка и литературы Байрамкуловой Ф.Н. 9 класс рус яз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей№7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по русскому языку для 9 (девятого) Б класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Байрамкуловой Фатимой Нарчиковной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.364820);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол
от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
Цель изучения русского (родного) языка в основной школе - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе. Задачи:
•

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

•

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически
корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности родного языка;

•

•

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.

Учебно-методический комплект:
 Учебник : Русский язык. 9 класс. учеб. Для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков и др., -М.: Просвещение, 2020
 Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. Ав. Н.В.Егорова .-М.: ВАКО, 2020
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в 9 классе

отводится 3 часа в неделю.

Календарный учебный график МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» на 2021 -2022 учебный год предусматривает в 9 классе 34 учебные недели. В соответствии
с ФГОС и учебным планом школы на 2021 -2022 уч. год для основного общего образования на учебный предмет русский язык в 9 классе отводится _3_ часа в
неделю, т.е._102 часа в год.

РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1)

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:

•

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•

владение разными видами чтения;

•

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ
и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
•

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

•

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•

владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения.
2)

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
1)

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
1) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
5)

художественной литературы.
Выпускник научится:
Интернета;

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного

материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка
и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на
слоги и правильно их переносить;

• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать
морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы
синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных
особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные
выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное
значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука.
Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/р Сжатое
изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы,
передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р
Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях,
опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены
предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм
и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение
изученного в 5-8 классах».
Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах
сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные
предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы.
Конспект. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три группы сложносочиненных предложений.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между
частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка
знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». Сложноподчинённые предложения (23 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как
средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению

к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и
придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие
определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые
предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России». Р/р
Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные
предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи,
рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными
присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая
роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинениюописанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.
Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р
Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».
Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со
значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и
противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами
сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч. + 3 ч.):
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно
употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с
различными видами связи. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание
сочинениярассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.
Раздел 4. Общие сведения о языке (3 ч.+1ч.)
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский
язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков
мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его
грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык
художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р.
Сжатое изложение
Раздел 5. Повторение.( 17 ч + 2 ч.)
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика,
словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя
числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог.
Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка,
вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме
«Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.

РАЗДЕЛ 4. Тематическое планирование
Раздел, тема
Кол-во
Элементы содержания
часов
Функции русского языка в
Международное 1
современном мире. Русский язык –
значение русского
один из самых богатых языков
языка
мира.

Основные виды учебной деятельности

Система оценки

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят
текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывют сжато тексты
на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Пишут выборочное
изложение по тексту об учёном.

Повторение
изученного в 5-8
классах

11

Устная и письменная речь.
Монолог. Стили речи. Простое
предложение и его грамматическая
основа. Предложения с
обращениями. Предложения с
вводными словами и вставными
конструкциями. Текст.

Выявляют две формы языка и их основные признаки. Выступают с устным
Контрольная
сообщением на тему урока. Редактируют фрагмент устного ответа на материале работа
упражнения. На основе данного письма составляют памятку о том, как писать
письма.
Анализируют схему и определяют взаимосвязь монолога и диалога.
Характеризуют тексты с точки зрения формы и вида речи. Заполняют схему о
стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой
сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных
стилях, в текстах упражнений.
Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические
основы простых предложений, в том числе односоставных. Находят в
предложениях смысловые отрывки, требующие пунктуационного
оформления.
Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст,
обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с
изученными пунктуационными правилами.
Вставляют подходящие
обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков
препинания. Находят нужные конструкции в научно- популярном тексте.

Синтаксис и
пунктуация.
Сложное
предложение.

3

Понятие о сложном предложении. Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, находят
Сложное предложение как единица грамматические основы в предложениях. Актуализируют знания о таких
структурных типах предложения, как простое и сложное. Находят в данных
синтаксиса.
текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых.
Расширяют знания о видах сложного предложения и особенностях их
образования.
Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Расширяют знания об
особенностях интонации сложных

предложений. Разграничивают предложения с точки зрения интонационного
рисунка, получаемого при образовании сложного предложения с союзом и без
него.

Союзные сложные 6
предложения.
Сложносочиненны
е предложения.

Сложносочиненное предложение и Определяют структуру сложносочинённого предложения.
Контрольная
его особенности. Знаки препинания Повторяют роль сочинительных союзов в предложении. Составляют таблицу. работа
между частями сложносочиненногоСоставляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют
предложения. Смысловые
выбор союзов для связи простых предложений в сложном.
отношения между частями
Определяют, что делает различным понимание смысла в сложносочинённых
сложного предложения. Знаки
предложениях. Рассматривают схему.
препинания в ССП с общим
Подготавливают устное сообщение на заданную тему. Записывают текст,
второстепенным членом.
обозначая грамматические основы и указывая, каким
Изложение.
сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определяют,
Синтаксический и пунктуационный каковы смысловые отношения частей. Определяют, какие смысловые отношения
разбор сложносочиненных
выражены в сложносочинённых предложениях с союзами и, тоже, также.
предложений.
Определяют, возможна ли перестановка частей в приведённых предложениях.
Указывают, в каких предложениях возможно употребление синонимичного
союза и.
Записывают предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
Указывают смысловые отношения между простыми предложениями в
сложносочинённых. Составляют схемы предложений.
Составляют сложносочинённое предложение из двух простых со значением
противопоставления с разными союзами. Записывают предложения, расставляя
пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы. Составляют
схемы предложений. Определяют, каким союзом объединены части
предложений и каковы смысловые отношения между частями сложного
предложения.
Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают
предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с
однородными сказуемыми, соединенными союзом, и сложное предложение,
части которого соединены тем же союзом. Составляют схемы предложений.
Указывают союзы в сложносочинённых предложениях и объясняют смысловые
отношения частей. Пишут сочинение по картине.

Производят синтаксический разбор сложносочинённых предложений.
Производят устный и письменный пунктуационные разборы предложений.
Записывают предложение и выполняют его полный синтаксический разбор.

Сложноподчинён 28
ные предложения.

Сложноподчиненное предложение Определяют главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
и его особенности. Союзы и
Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые,
союзные слова как средство связи. сложноподчинённые предложения в определённой последовательности.
Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по
отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу
предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения,
входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают своё мнение о
творчестве художников. Редактируют данные в упражнении предложения в
соответствии с книжными нормами литературного языка и записывают
предложения в исправленном виде. Пишут отзыв о картине.
Графически выделяют указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Выписывают сложноподчинённые предложения и составляют схемы
предложений. Пишут небольшое сочинение. Комментируют и исправляют
речевые недочёты данных в упражнении предложений. Ищут ошибки в
употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в
исправленном виде.
Выполняют подробный пересказ текста.
группы сложноподчинённых предложений на основе теоретических сведений в
учебнике. Определяют понятие придаточного. Составляют сложноподчинённые
предложения. Редактируют неправильное употребление средств связи главного
и придаточного предложений. Конструируют предложения по данным схемам.
Разграничивают союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
Графически выделяют союзы и союзные слова в предложениях. Читают тексты
и в письменном виде сжато излагают свои размышления. Выписывают
предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и
союзные слова. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания.
Составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.

Сложноподчинённ 9
ые предложения с
несколькими
придаточными.

Союзы и союзные слова как
средства связи связи придаточного
с главным. Указательные слова в
главном предложении.
Особенности присоединения
придаточных. Виды придаточных
предложений: определительные,
изъяснительные,
обстоятельственные. СПП с
придаточными образа действия и
степени, места, времени, условия,
причины и цели, сравнительными,
следствия и уступки,
присоединительными.

Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту
Контрольная
придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Работают с текстом: работа по теме
читают, озаглавливают, списывают, вставляют пропущенные знаки препинания. «Сложноподчи
Составляют свои предложения с разными видами придаточных и разными
нённые
языковыми средствами. Списывают предложения, определяют вид
предложения»
придаточного, языковые средства связи главного с придаточным, обосновывают Контрольная
постановку знаков препинания. Определяют указанные предложения и
работа по теме
составляют их схемы. Выполняют разбор сложноподчинённых предложений.
«Основные группы
Выполняют синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
сложноподчинён
Выполняют пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений.
ных

предложений»

Сложноподчиненные предложения
с несколькими придаточными;
знаки препинания в них.
Деловые документы
(автобиография, заявление).

Бессоюзные
сложные
предложения

11

Бессоюзное сложное предложение
и его особенности. Запятая в
простом и сложном предложении.
Разделительные знаки препинания
в бессоюзном сложном
предложении: запятая, точка с
запятой, двоеточие, тире.
Аннотация.

Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных Контрольная
работа
предложений разных видов.
Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте
(оригинальном и адаптированном).
Отрабатывают особенности интонации в бессоюзных сложных
предложениях. Сопоставляют разные по значению бессоюзные сложные
предложения с опорой на ситуации. Читают выразительно афоризмы,
подчёркивая интонацией смысловые отношения.
Усваивают правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных
сложных предложениях.
Сопоставляют и различают простые предложения с однородными членами и
бессоюзные сложные предложения.

Усваивают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного
предложения. Читают бессоюзные сложные предложения и объясняют
постановку двоеточия. Выписывают из текста упражнений сложные бессоюзные
предложения в соответствии со значением. Составляют интонационные схемы
предложений. Конструируют предложения по данному началу. Составляют
интонационные схемы предложений. Списывают, различая простые и сложные
предложения и ставя нужные знаки. Выписывают бессоюзные сложные
предложения из литературных произведений. Выполняют синтаксический и
пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Обосновывают
постановку разных знаков препинания.

Сложные
предложения с
различными
видами связи

8

Общие сведения о 4
языке

Различные виды сложных
предложений с союзной и
бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания
в них. Сочетание знаков
препинания.
Реферат небольшой статьи
(фрагмента статьи) на
лингвистическую тему. Авторские
знаки препинания.

Изучают теоретические сведения о многочленных сложных предложениях.
Контрольная
Рассказывают по схемам о видах связи в многочленном сложном
работа
предложении, подтверждая ответ примерами предложений из упражнения.
Находят многочлены в текстах и составляют схему этих сложных
предложений.
Выполняют творческое задание по картине. Попутно работают над лексикой,
орфографией и пунктуацией текстов.
Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с
различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в
многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков
препинания. Выполняют устные и письменные синтаксические и
пунктуационные разборы сложных предложений с различными видами связи.
Пишут подробное изложение по тексту, употребляя многочлены.

Русский литературный язык и
его стили. Разговорная речь.
Научный стиль.
Публицистический стиль.
Официально-деловой стиль.
Язык
художественной
литературы.

Отвечают на вопросы, выполняют задания. Составляют цитатный план текста.
Читают, озаглавливают текст, приводя собственные примеры основных функций
языка. Определяют стилистическую принадлежность и тип речи текста.
Распознают и находят старославянизмы, историзмы, неологизмы.

Повторение

№

19

Фонетика. Графика. Орфография. Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу обобщённого характера. Контрольная
Состав слова и словообразование. Обобщают изученные сведения по фонетике и графике. Выполняют полный и работа
Орфография. Гласные после
частичный фонетический разбор слов. Распределяют слова по колонкам в
шипящих и ц. Различное написание соответствии с их фонетическими особенностями. Работают с текстом: читают,
не и ни в приставках и частицах. определяют тип и стиль, главную мысль, списывают, выполняют задания по
Слитное и раздельное написание фонетике.
предлогов и частиц. Дефисные
Обобщают изученные сведения по лексикологии и фразеологии. Разбирают
написания. Сочинениеслова по составу. Составляют таблицу по орфографии со своими примерами.
рассуждение.
Находят однокоренные слова. Списывают тексты, обосновывая выбор
Морфология. Орфография.
орфограмм.
Морфология. Морфология.
Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова на морфемы.
Глагол. Причастие. Деепричастие. Составляют таблицу «Орфограммы — гласные буквы в корнях с чередованием о
Наречие. Предлог. Союз. Частица. — а, е — и». Списывают текст, разбивая его на абзацы и графически обозначая
Синтаксис. Пунктуация. Запятая в морфемы.
простом предложении.
Обобщают изученные сведения по словообразованию.
Употребление знаков препинания. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими
Лексика. Фразеология. Морфемика. примерами продуктивные способы образования новых слов. Определяют способ
Словообразование.
образования указанных слов в тексте. Сжато излагают содержание текста.
Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и
дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их
из текста. Работают с текстами упражнений.
Производят морфологический разбор слов разных частей речи. Исправляют
ошибки в приведённых определениях морфологии и обосновывают свою
правку.
Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных
стилей и типов речи, работают над синтаксическими структурами. Пишут
сжатое выборочное изложение по тексту.
Пишут отзыв-рецензию на фильм.
Обобщают знания по орфографии и пунктуации. Списывают тексты и
предложения, работая над знаками препинания и орфограммами. Пишут диктант
с продолжением, обосновывают выбор орфограмм. Рассматривают таблицу,
готовят рассказ по ней, записывают свои примеры. Устно рассказывают о
впечатлениях детства.

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

Дата проведения

Кол-во
часов

п/п

Международное значение русского языка (1 ч)
1

Международное значение русского языка. Понятие «мировой язык», критерии выдвижения языка на
роль мирового.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ ( 11 ч)

1

2

Фонетика.

1

3-4

Лексикология и фразеология.

2

5
6-7

Морфемика и словообразование.
Морфология.

1
2

8

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1

9

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

10

Простое предложение и его грамматическая основа. Односоставные предложения.

1

11

Предложения с обособленными членами.

1

12

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

13

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1

14

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

15

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1

план

факт

16

Способы сжатия текста. Тезисы. Конспект.

1

17

Понятие о сложносочиненном предложении. Основные группы ССП по значению.

1

18

ССП по значению и союзам.

1

19-20

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

2

21

Промежуточная аттестация по итогам первой четверти.

1

22

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

1

23

ССП с соединительными союзами.

1

24

ССП с разделительными союзами.

1

25

ССП с противительными союзами.

26

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1

27

Повторение по теме "Сложносочиненные предложения"

1

28

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1

Сложноподчиненные предложения (28)
29

Строение сложноподчиненного предложения.

1

30

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

31

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

1

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

33

Р/р Изложение.( упр.126)

1

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

35

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант (упр.150)

1

36

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

1

Повторение
37

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

38

Придаточные предложения образа действия и степени.

1

39-40

Контрольный диктант 2 четверть

2

Анализ контрольного диктанта
41

Придаточные предложения образа действия и степени. Схемы предложений

1

42

Придаточные предложения места

1

43

Придаточные предложения времени.

1

44

Придаточные предложения времени. Средства связи

1

45

Р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1

46-47

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

2

48

Придаточные предложения условные.

1

49

Придаточные предложения причины.

1

50

Придаточные предложения цели.

1

51

Придаточные предложения сравнительные.

1

52

Придаточные предложения уступительные.

1

53

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1

54

Придаточные предложения следствия.

1

55

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1

56

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными».

1

57

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1

58

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Виды придаточных. § 13

1

59

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1

60

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение»
Анализ
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (9)

50

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и
пунктуация при них. § 14

2

51

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1

52

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

1

53

Однородные придаточные. § 14

1

54

Схемы сложноподчиненных предложений и пунктуация при них. § 14

1

55

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1

56

Р/р. Деловые бумаги.

1

57

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

58

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение»

2

Бессоюзные сложные предложения (11)

59

Бессоюзные сложные предложения.

1

60

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1

61

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1

62

Схемы бессоюзных сложных предложений с двоеточиями. § 16

1

63

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1

64

Проект по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении» (упр.277). § 17

1

65

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282)

1

66

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1

67

Р/р Реферат

1

68

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

1

69

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Сложные предложения с различными видами связи (8)

70

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1

71

Схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. § 18

1

72

Составление сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация
в них § 18

1

73

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1

74

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1

75

Авторские знаки препинания. § 19

1

76

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1

77

Роль языка в жизни общества. § 20

1

Общие сведения о языке (4)
78

Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1

79

Русский литературный язык. § 21

1

80

Стили русского литературного языка. § 21

1

81

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1
Повторение (19)

82

Фонетика. Графика. Орфография.

1

83

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1

84

Лексикология. Фразеология. Орфография. Работа со словарями

1

85

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

86

Морфемика. Словообразование. Орфография. Работа со словарями

1

87

Морфология. Орфография.

1

88

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1

89

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1

90

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1

91

Наречие. Слова категории состояния.

1

92

Предлог. Союз. Частица.

1

93

Синтаксический и пунктуационный разборы.

1

94

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1

95

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1

96

Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки, кавычки.

1

97

Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов

1

98

Анализ ошибок

1

99

Все виды разборов

1

100

Обобщение изученного в 9 классе

1

РАЗДЕЛ 6. Система оценки достижения планируемых результатов

«Нормы оценки…» призваны
обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки
различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности,
языкового оформления связного навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень
осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам
же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает
неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока
(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках
русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения
Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и
письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09. 1980г.) Оценка
письменных работ по русскому языку Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные
тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта
представлены в таблице 1.
Требования к тексту диктанта.
класс
Количество в контрольном диктанте

Таблица 1

Слов
(самостоятельных
и служебных)

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с
непроверяемыми
орфограммами

Кол-во слов в
словарном
диктанте

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40

Нормы оценивания диктантов
Вид диктанта
Контрольный

Словарный

«5»
1 негрубая
орфографическа
я + 1 негрубая
пунктуационная

0

Таблица 2
Нормы оценок (количество ошибок)
«4»
2
орфографические +2
пунктуационные;
1
орфографическая +3
пунктуационные; - 0
орфографических + 4
пунктуационные
1-2

«3»
-

«2»
- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

4

орфографические +4 пунктуационные;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографических + 9 пунктуационных;
3орфографические +5
пунктуационных; - 6 орфографических +6
пунктуационных (если есть однотипные и - 8 орфографических + 6 пунктуационных.
негрубые орфографические и
пунктуационные)
3-4

До 7

Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического)
задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
Уровень выполнения Все задания
задания
выполнены верно

Таблица 3
«3»

Правильно выполнены
не менее ѕ всех заданий

Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объём текста
Подробное изложение (кол-во слов)
Классное сочинение (кол-во страниц)

5 класс

7 класс

8 класс

9 класс

100-150

150-200

200-250

250-350

350-450

0,5-1

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4

Таблица 5

Содержание

-

полнота раскрытия темы; - наличие

фактических ошибок;
-

Последовательность изложения.

Правильно выполнено не менее Ѕ Не выполнено более половины заданий
заданий

Таблица 4
6 класс

Критерии оценивания сочинений изложений

соответствие содержания работы
заявленной теме;

«2»

Речевое оформление

Грамотность

разнообразие лексики и
грамматического строя речи;

Число допущенных ошибок:
-

стилевое единство и выразительность
речи;
-

орфографических;

пунктуационных;
- грамматических.

число речевых недочетов

Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания:
недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет
логикой изложения. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки

Таблица 6
Логические ошибки

В изложении:

-

нарушение последовательности в высказывании;

Неточности, искажения текста в
обозначении времени, места
событий, последовательности
действий, причинно-следственных
связей В сочинении:

-

отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-

неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-

раздробление одной микротемы другой микротемой;

-

несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-

перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

Искажение имевших место событий,
неточное воспроизведение источников,
имен собственных, мест событий, дат

неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего лица
Нормы оценивания сочинений и изложений
Таблица 7
Оценк
а

Основные критерии оценки
Содержание и речь

Грамотность

2

3

1
«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

Допускается

2.

Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70 %

1 негрубая орфографическая или

3.

Содержание работы излагается последовательно.

1 пунктуационная или

4.
Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических конструкций.
5.

Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6.

Допускается 1 недочет в содержании

1 грамматическая ошибка

«4»

1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные
отклонения от темы
2.
Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные
отклонения от темы.

«3»

3.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6.

Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы.
2.
работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4
фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста.
3.

Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:
2 орфографические +2
пунктуационные+3 грамматические
ошибки;
1 орфографическая+3
пунктуационные+3 грамматические
ошибки;
0
орфографических+4пунктуационных +3
грамматические ошибки.
В любом случае количество г
Допускаются:
- 0 орфографических+5-7
пунктуационных ( с учётом
повторяющихся и негрубых);
-1 орфографическая+4-7
пуктуационных+4 грамматические
ошибки;
- 2орфографические+3-6
пуктуационных+4 грамматические
ошибки;
-3 орфографические+5
пуктуационных+4 грамматические
ошибки; -4 орфографические+4
пуктуационных+4 грамматические
ошибки;

«2»

«1»

1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее
50) исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует
заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти
отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления
слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов.
Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Допускаются:
5 и более грубых
орфографических ошибок независимо от
количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок
(с учётом повторяющихся и негрубых)
независимо от количества
орфографических.
Общее количество орфографических и
пунктуационных ошибок более 8 при
наличии более 5 грамматических.
Имеется по 7 и более орфографических,
пунктуационных и грамматических
ошибок.

Примечания:
1.При оценке необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого
оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2.
Если объём сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки»4»
на одну, а для отметки»3» на две единицы. При выставлении оценки « 5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3.
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».