Рабочая программа учителя русского языка и литературы Байрамкуловой Ф.Н. 11 класс рус яз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей№7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по__________русскому языку___________
для____________11(одиннадцатого)_________класса

Разработана учителем Ф.Н.Байрамкулова. (высшая кв. категория)

Срок реализации 2022-2022 учебный год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11
класса на 2018-2019 учебный год создана на основе:
•
примерной программы среднего (общего) образования по русскому
языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего
образования (2009);
•
программы общеобразовательных учреждений. Русский язык (базовый
уровень). 10-11 классы/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.:
Просвещение, - 2015. - 95 с.
Программа под редакцией А.И. Власенкова рассчитана на 34 часа.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах
состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку
решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с
развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами
социализации личности.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского
языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков,
базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие
речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание
и классификация), информационных (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаѐт условия для развития
общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению
обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной
особенностью
предлагаемой
программы
является
компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание
данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях
общения,
соответствующих
опыту,
интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном

явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о
лингвистике как науке; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в
настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного
подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения
является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития
учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами
изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на
запоминание теоретического материала к осмыслению функционального
потенциала языкового явления и овладению навыками уместного
использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание
представленной программы направлено на реализацию единства процесса
усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных
умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических
знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения
с целью формирования у них умений уместного использования языковых
средств в разнообразных сферах общения.
Освоение
тем,
предусмотренных
федеральным
компонентом
государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств
и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов
чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с
развитием навыков диалогической и монологической речи, с
совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в
практическом применении непосредственно на уроках русского языка в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является еѐ
практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)
подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной
ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения
на данном этапе является развитие и совершенствование способности
учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая
рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о
языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи,
нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование

умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями
и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному,
публицистическому и художественному стилям речи, практическому
овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими
потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием
школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком
таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научнопопулярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и
углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике;
дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой
грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и
расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах
современного русского языка, так как овладение основными нормами
русского литературного языка способствует формированию умений
опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения
нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является
необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих
целей:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
•
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации
и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о
русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
•
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи
курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к
следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других
народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях
языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая
3)
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения
в практике речевого общения основных норм современного русского
литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными
стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах использования;
4) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения
и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании 11 класса учащиеся должны:


предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической,
лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и
стилях речи;
иметь представление

о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой
норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи
с другими языками; уметь

самостоятельно работать с литературой разных стилей и жанров;


передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато,
выборочно, с изменением последовательности содержания, с
выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с
выражением собственных суждений о прочитанном, в устной и
письменной формах;

владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в
объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить
фонетический,
лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
речеведческий разбор, анализ художественного текста;



пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при
построении научно-учебного, научно-популярного высказывания,
правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность
предложений, структурную четкость высказывания;

составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним,
отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем
положения; участвовать в диспуте, дискуссии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое
письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения,
виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение
словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания,
простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи:
неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого
этикета в официально-делоой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):
образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции
национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из
основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и
выразительности
русской
речи.
Изобразительно-выразительные
возможности
морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка
слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и
современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной
формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Нормы современного русского
литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных
пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении,
развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и
особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных
норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на
развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами
литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры
устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и
осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные
виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы Виды и
формы учебной деятельности:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с
языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста; сочинение-рассуждение, сочинение по картине; изложение
с элементами сочинения; изложение

сжатое, тест; устное высказывание на

лингвистическую тему. Формирование у учащихся УУД.
Универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к
учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
(исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный
моральный выбор.
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в
учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании
сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального,
патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и
формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных
ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в
моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию
необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской
национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи.
Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе

с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию
этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).
Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и
богатой устной и письменной речи.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26

Тема урока
Повторение изученного в 10 классе.
Формы существования русского языка .
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта.
Функцинальные стили. Научный стиль.
Публицистический стиль.
Особенности публичной речи.
Сочинение на тему: Знание — счастье?
Анализ сочинения. Жанры публицистики
Устное выступление. Дискуссия.
Подготовка к ЕГЭ
Официально-деловой стиль. Разговорная
речь
Подготовка к ЕГЭ.
Сочинение на тему: Каким я
представляю себе красивого человека?
Анализ сочинения. Язык художественной
литературы.
Контрольный диктант по итогам
полугодия.
Анализ контрольного диктанта.
Подготовка к ЕГЭ.
Речевая ситуация.
Подготовка к ЕГЭ.
Три компонента культуры речи.
Три компонента культуры речи.
Языковая норма.
Сочинение на тему: Мир скучен для
скучных людей
Анализ сочинения. Подготовка к ЕГЭ.
Языковая норма.
Подготовка к ЕГЭ.
Контрольный диктант.

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План

Факт

27
28
29
30
31
32
33
34

Анализ контрольного диктанта. Лексика и
фразеология.
Лексика и фразеология.
Состав слова (морфемика) и
словообразование.
Подготовка к ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ.
Повторение изученного в 10-11 классах.
Контрольный диктант по итогам учебного
года.
Анализ контрольного диктанта

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».