Рабочая программа учителя русского языка и литературы Байрамкуловой Ф.Н. 7 класс лит-ра

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей№7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по литературе для 7 класса
Разработана учителем Байрамкуловой Ф.Н. (высшая кв. категория)

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и
раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей: - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и

истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. На
основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

-

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-

обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-

развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, произведения для
самостоятельно чтения. Данная программа реализуется через учебно-методический комплекс под редакцией В. Я. Коровиной.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
•

Активные и интерактивные методы обучения

•

Игровые технологии

•

Исследовательская технология обучения

•

Технология развития критического мышления на уроках литературы

•

Метод проектов

•

Технология мастерских на уроках литературы

•

Технологии уровневой дифференциации

•

Информационно-коммуникационные технологии

•

Здоровьесберегающие технологии

Основными формами и видами контроля являются:

осознанное, творческое чтение

художественных произведений разных жанров; выразительное
чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим
заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных
и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе
знания ее источников и умения работать с ними сочинение, пересказ, тексты наизусть,
техника чтения.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным
учебным графиком.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического
принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII
в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. —
современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную
проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по
теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на
практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным
процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля
уровня литературного образования.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого
поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках
русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и
осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения,
образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой
принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной
работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться
словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при
выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений
анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал,
правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской)
на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как
науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений
нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными
знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат
базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка,
при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует
использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры
межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Устное народное творчество Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную
сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского
народов, формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях
народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и
различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная
литература Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя
актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления,
выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения
программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже
проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
- особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения
(в каждом классе на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в
этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя
выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе - на своем
уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской
культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно- художественного произведения как истории из реальной жизни
(сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к
художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает
основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется
способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа
«Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое

чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им
соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;
- определите, какие события в произведении являются центральными;
- определите, где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей
художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в
смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи
между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы
произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и
письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание
комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших
прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и
внутреннего мира человека);
- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
-определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может
пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет
пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
II уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности,
видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения,
то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно
такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в
данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное
или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также
истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
определите позицию автора и способы ее выражения;
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
сочинениеинтерпретацию;

напишите

напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской
культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного»
(естественным языком и специфическими художественными средствами).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно
считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного
образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением
элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению,
а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во
время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя
степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем
достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же
задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства
приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень
(работает в «зоне

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Кол-во
час.

Из них
Вн.чт./РР

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

5

1/1

3

Древнерусская литература

3

0/1

4

Из русской литературы XVIII века

2

5

Из русской литературы 19 века

29

4/4

6

Русская литература XX века

24

4/2

7

Из литературы народов России

4

Зарубежная литература
8

Итого

68

9/8

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы»,
«Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление
мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,
физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели
пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки
(развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы.
Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской
науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о
смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.) Александр Сергеевич
Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде
летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. Теория литературы. Повесть
(развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины
быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение
к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих
поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных»
звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье
на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев
в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие
понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными
мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория
литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость
мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя,
беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство
юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория
литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого
крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные
представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя
людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность
каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.
Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения). Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и
радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н.
Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы
и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М.М.Зощенко « Беда»
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер
произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на
Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами
являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернетресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные
результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы
XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Название учебно – методического комплекта:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2016.
1. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.

№
п/п

Тема урока

1.

ВВОДНЫЙ УРОК.
Изображение человека
как важнейшая задача
литературы.

2.

Предания. Поэтическая
автобиография народа.
Устный рассказ об
исторических событиях.
«Воцарение Ивана
Грозного»,
«СорокиВедьмы», «Петр и
плотник».
Понятие
о
былине.
Былина «Вольга и
Микула Селянинович»
Прославление мирного
труда героя – труженика.
Вн. чт

3.

4.

Былина «Садко».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Тип урока Элементы содержания
или основные понятия
урока

Виды
деятельности

Урок
изучения
нового
материала

Влияние литературы на
Коллективная
формирование в человеке
познавательная
нравственного и эстетического
чувства; литература как
искусство слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 5 ЧАСОВ
Урок
Предания –как поэтическая Коллективная
изучения
автобиография народа.
практическая
нового
материала

Урок
изучения
нового
материала

Былины как героические песни
эпического характера
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного героя.

Коллективная
практическая

Комбиниро
ванный

Нравственные идеалы русского Самостоятельна
народа в образе главного героя. я, практическая

Дата проведения
Формы контроля
Беседа
Индив.
выступления
учащихся Пересказ

Беседа
Работа с учебником
(чтение статьи,
составление плана,
запись тезисов)
Выразительное
чтение былины
учителем
Беседа
Работа с учебником

Словарная работа
Беседа

План.

Факт.

РР.
Подготовка
к Урок
домашнему сочинению развития
«Русские богатыри как речи
выражение
национального
представления о героях».
6. Пословицы и поговорки
Комбиниро как выражение народной ванный
мудрости.

5.

Сюжет, система образов, герои
былин; выражение в былинах
исторического сознания
русского народа.

Пословицы народов мира.
Сборники пословиц.
Собиратели пословиц.
Особенности смысла и языка

Самостоятельная, Словарная работа
творческая
Составление плана

СамостоятельРабота со статьей
ная, практическая учебника Составление
рассказов по

пословицам
Игра - викторина

пословиц.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ЧАСА
7.

8.

9.

«Повесть временных
лет» как памятник
древнерусской
литературы. «Поучение

Урок
изучения
нового
материала

Понятие о древнерусской
литературе. «Повесть
временных лет», «Поучение
Владимира Мономаха», их
актуальность в наши дни.
Комбиниро «Повесть о Петре и Февронии
ванный
Муромских». Темы любви,
верности слову, долгу, святости
поступков и желаний.

Владимира Мономаха».
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»
как образец житийного
жанра древнерусской
литературы.
РР. Подготовка к
Урок
развития
домашнему сочинению
речи
«Нравственный облик
человека в древнерусской
литературе». Повт обобщ

Нравственный облик человека в
древнерусской литературе

Коллективная,
познавательная

Работа с учебником
Беседа
Работа с текстом

Самостоятельная,
практическая

Рассказ ученика
Беседа
Выразительное
чтение

Самостоятельная, Беседа
Словарная работа
творческая
Составление плана
сочинения

ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА

10. Личность и судьба М.В.
Ломоносова. Стихи М.В.
Ломоносова.

11. Г.Р. Державин. Очерк
жизни и творчества.
Стихи Г.Р. Державина.

Урок
изучения
нового
материала

Урок
изучения
нового
материала

М.В. Ломоносов. Жизнь и
творчество. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день
восшествия…».
Особенности поэтики,
патриотизм.
Жизнь и деятельность Г.Р.
Державина. «Птичка»,
«Признание», «Река времён…»
Особенности
поэтики,
патриотизм.

Коллект
ивная,
познават
ельная

Работа со статьей учебника
Беседа
Комментированное чтение
Словарная работа

Коллективная,
познавательная

Работа со статьей
учебника
Беседа

Комментированное
чтение
Словарная работа
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 29 ЧАСА
12.

А.С.ПУШКИН и
русская история. Поэма
«Полтава». Изображение
Петра в поэме.

13. «Медный всадник». Тема
Петра 1 в поэме.

Урок
изучения
нового
материала

Интерес Пушкина к истории
Коллективная,
России. Мастерство в
познавательная
изображении Полтавской битвы,
прославление мужества и отваги
русских солдат. Петр 1 и Карл
ХII.

Комбиниро Поэма «Медный всадник».
Коллективная,
ванный
Историческое прошлое страны. практическая
Тема «маленького человека».
Выражение чувства любви к
Родине. Прославление деяний
Петра 1. Образ автора в отрывке
из поэмы.

Работа со статьей
Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение наизусть

Выразительное
чтение
Работа с текстом
Словарная работа

14.

16

17
18

19

«Песнь о вещем Олеге».
Понятие о балладе.

Урок
изучения
нового
материала

15. РР Пушкин – драматург.
Трагедия
«Борис
Годунов».

Урок
изучения
нового
материала

А.С. Пушкин
«Станционный
смотритель», цикл
«повести Белкина.
Дуня и Минский.

Урок
изучения
нового
материала

Комбиниро
ванный
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Урок
Личность поэта. «Песняизучения
нового
про …купца
Калашникова» - поэма об материала
историческом прошлом
России.
Степан Калашников –
носитель лучших качеств
русского национального
характера.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем
Олеге». Композиция, связь с
древнерусской литературой,
фольклорные традиции.
Нравственная проблематика
стихотворения: тема судьбы и
пророчества
Пушкин «Борис Годунов»

Коллективная,
познавательная

Коллективная,
познавательная

Историческое прошлое страны.
Образ летописца Пимена.
Значение его труда
Тема «маленького человека», его Коллективная,
положения в обществе
познавательная

Анализ эпизода «Самсон
Вырин» у Минского
М.Ю. Лермонтов Жизнь и
творчество. Образ Ивана
Грозного и тема власти.

Комбиниро Калашников и Кирибеевич:
ванный
сила и цельность характеров
героев. Нравственная
проблематика поэмы.

Выразительное чтение
Словарная работа
Работа с текстом
Беседа
Сравнение худ.
текста и источника
Беседа
Словарная работа
Чтение по ролям

практическая
Коллективная,
познавательная

Групповая,
практическая

Выразительное
чтение,
аналитическая
беседа,
устное
словесное рисование
Анализ
эпизода
Выразительное чтение
по ролям Сравнительная
характеристика героев
Работа с худ. деталями
текста
Составление плана

20

Основные мотивы
лирики М.Ю.
Лермонтова.

21
22

23

РР Обучение анализу
одного стихотворения.
Н. В. ГОГОЛЬ. История
создания повести «Тарас
Бульба». Тарас Бульба и
его сыновья.

Урок изучения
нового
материала

«Молитва», «Ангел», «Когда
волнуется
желтеющая
нива…». Мотивы лирики.
Состояние души поэта.

Групповая,

практикум

Анализ стихотворений

Урок изучения
нового
материала

Обзор жизни и творчества Н.
В.
Гоголя.
«Тарас Бульба».
Героикопатриотический пафос
повести. Сюжет и герои
повести, быт казаков, их взгляд
на жизнь.
Остап и Андрий, Тарас Бульба.

Групповая,
практическая
Коллективная,
познавательная

Образ Запорожской Сечи комбиниро
в повести. Осада
ванный
польского города Дубно.

Запорожская Сечь и ее
нравы. Остап и Андрий,
принцип контраста в
изображении героев.

практическая

Групповая,
практическая

Выразительное
чтение по ролям
Анализ стихов,
устное словесное
рисование
Анализ стихов
Инд. выступления
учащихся
комментированное
Чтение и анализ 1
главы текста

Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение
Составление плана
Сравнительная
характеристика

24

Трагедия Тараса Бульбы. комбиниро
ванный

Героико-патриотический пафос Коллективная,
повести. Взгляд на жизнь
практическая
казаков. Трагизм конфликта
отца и сына. Столкновение
любви и долга в душах героев.
Образ Тараса Бульбы.

25

26

Обобщающий урок по Урок
Нравственная проблематика
повести «Тарас Бульба». обобщения и
повести
систематизации
знаний
РР. Сочинение по повести Урок развития
«Тарас Бульба».
речи

Художественное своеобразие
повести, особенности языка Н.

Самостоятельна
я практическая

Самостоятельна
я творческая

Выразительное
чтение
аналитическая
беседа,
Работа с тексом
Составление плана
Аналитическая
беседа, проблемные
вопросы, тест.

Сочинение

В. Гоголя

27

28

И.С. ТУРГЕНЕВ.
Сборник «Записки

Урок
изучения

Слово о писателе. Цикл
Коллективная,
рассказов «Записки охотника» и познавательная
их гуманистический пафос.

Инд. выступления
учащихся

охотника». Рассказ
«Бирюк».

нового
материала

«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных.
Лесник и его дочь.
Нравственные проблемы
рассказа. Сюжет, композиция,
основной конфликт.
И.С.Тургенев. Стихотворения в Коллективная,
прозе. «Русский язык», «Два
познавательная
богача», «Близнецы».
Особенности жанра,
художественные особенности,
темы.

Аналитическая
беседа
Пересказ

Стихотворения в прозе. РР Урок
Обучение домашнему
изучения
сочинению.
нового
материала

Чтение по ролям
Аналитическая
беседа
Выразительное
чтение

29

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт
народной боли. Поэма
«Русские женщины»
Тема подвига русских
женщин.

Урок
изучения
нового
материала

Н.А. Некрасов «Русские
Коллективная,
женщины». Декабристы, их роль познавательная
в жизни страны. Верность жён
декабристов. «Княгиня
Трубецкая». Величие духа
русских женщин.

аналитическая
беседа, чтение
наизусть,
выразительное
чтение, чтение по
ролям

30

Вн. чт. Своеобразие
лирики Н.А. Некрасова.

Урок
изучения
нового
материала

Стихотворе¬ния «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда». Народ¬ные
характеры и судьбы в
стихотворениях Некрасова.

Самостоятельна

Анализ лирического
произведения
Беседа
Выразительное
чтение

М.Е. Салтыков-Щедрин
Особенности сюжетов и
проблематики «сказок для
детей изрядного возраста».
«Повесть о том, как один
мужик …». Эзопов язык.

Коллективная,
познавательная

31

32

Урок
изучения
нового
материала
М.Е. САЛТЫКОВ – Урок
изучения
ЩЕДРИН. Образ
писателя. «Повесть о том, нового
материала
как один мужик двух
генералов прокормил»
как сатирическая сказка.

япрактическая

Вн. чт. А.К. Толстой
«Василий Шибанов».

Инд. выступления
учащихся
Аналитическая
беседа
Словарная работа

Сказка. Сатира.
33

Паразитизм генералов.
Трудолюбие и
сметливость мужика,
осуждение его
покорности.

Комбиниро Обличение нравственных
ванный
пороков общества, сатира на
барскую Русь. Критика
покорности русского мужика.

Групповая,
практическая

Работа с текстом
Словарная работа

34

35

36

37

Вн.чт.Сказка М.Е.
Салтыкова – Щедрина
«Дикий помещик».

Урок
внеклассно
го чтения

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий Групповая,
помещик» Сатира. Тема и идея практическая
сказки.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Детство писателя.
Автобиографический
характер повести
«Детство». Главы
«Maman», «Что за
человек был мой отец?»,
«Классы».
Глава «Наталья
Саввишна». Мастерство
писателя в раскрытии
духовного роста.

Урок
изучения
нового
материала

Обзор жизни и творчества Л. Н.
Толстого. Понятие трилогии.
Автобиографический характер
повести

Групповая,
Комбиниро Детское неприятие пороков,
ванный
желание исправиться самому;
практическая
сочувствие чужому горю,
сострадание; мастерство
писателя в описании внешности.

Пересказ

А.П. ЧЕХОВ – мастер
жанра
короткого
рассказа. «Хамелеон».

Урок
изучения
нового

Беседа

материала

Коллективная,
познавательная

Обзор жизни и творчества А. П, Коллективная,
познавательная
Чехова. Рассказ «Хамелеон».
Самостоятельна
Сатирический
пафос
я практическая
произведения.
Сатира. Красота, точность
языка. Главный герой – смех
над пороками.

Беседа
Работа с текстом
Заполнение таблицы
Аналитическая
беседа
Словарная работа
Пересказ

Работа с текстом
Анализ эпизода
Словарная работа

Работа с текстом
Пересказ Чтение
по ролям
Словарная работа

38

Вн.чт.Рассказы А.П.
Чехова
«Злоумышленник»,
«Размазня».

Урок
Рассказы «Злоумышленник»,
внеклассного «Размазня».
Авторская
чтения
позиция. Юмор в рассказе.
Средства
создания
комического.

39

«Край ты мой, родимый
край». Стихи о родной
природе.

Урок изучения Стихотворения о природе А.К. Самостоятельная
Толстой «Край ты мой,
нового
творческая
родимый край…», «Благовест»,
материала
«Замолкнул гром», И.А. Бунин
«Родина»,В.А. Жуковский И.А.
«Приход весны». Любовь поэтов
к Родине, к народу, к русской
природе. Поэтичность языка.
Эпитеты, олицетворение,
метафора, сравнение.

Чтение наизусть
Выразительное чтение
и анализ стихов
Устное словесное
рисование

40

Обобщающий урок по
русской литературе XIX
века.

Урок контроля Произведения литературы 19
века.

Обобщающий урок по
русской
литературе XIX
века.

41

Коллективная,
познавательная

Самостоятельная

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 24 ЧАСОВ
И.А. БУНИН. Судьба и Урок изучения Бунин. Жизнь и творчество.
Коллективная,
нового
познавательная
творчество. «Цифры».
Рассказ
«Цифры».
Сложность
любовь
Нефеда
к материала
взаимоотношений взрослых и
больному ребенку.
детей в семье.

Аналитическая беседа

Составление плана
Аналитическая
беседа

42

43

Рассказ «Лапти».
Самоотверженная.

М. ГОРЬКИЙ. О
писателе.
Автобиографический
характер повести

Урок изучения Рассказ
«Лапти».
нового
Нравственный смысл
материала
произведения.

Урок
изучения
нового
материала

Коллективная,
познавательная

Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
Словарная работа

Жизнь и творчество писателя. Коллективная,
«Детство». Герои повести.
познавательная
Влияние окружающей среды
на характеры и поступки детей.

Аналитическая
беседа
Чтение по ролям
Пересказ

«Детство» (1 глава).
44

45

46

«Свинцовые мерзости
жизни», изображенные в
повести «Детство».

Комбиниро Изображение внутреннего мира
ванный
подростка. «Свинцовые
мерзости жизни» и живая душа
русского человека.

Коллективная,
практическая

«Яркое,
здоровое,
творческое в русской
жизни» на страницах
повести «Детство».

Комбиниро Бабушка, Цыганок, Хорошее
ванный
дело. Вера в творческие силы
народа.

Групповая,
практическая

РР. Сочинение –
характеристика
литературного героя.

Урок
развития
речи

Самостоятельная Характеристика
творческая
героев, подбор цитат,
сочинение.

Герои повести. Характеристика
героя. Нравственная
проблематика повести,
мастерство М. Горького.

Аналитическая беседа
Чтение по ролям
Словарная работа
Аналитическая беседа
Работа с текстом
Составление плана

47

«Легенда о Данко»
(отрывок из рассказа
«Старуха Изергиль»).

48

49

50

51

Комбиниро М. Горький «Старуха
ванный
Изергиль». Легенда о Данко.
Образ Данко, готовность героя
на самопожертвование.

Коллективная,
познавательная

Л.Н. Андреев «Кусака». Общее
представление о творчестве
писателя, мастерство Л.Н.
Рассказ «Кусака».
Андреева. Герои рассказа.
Авторское сочувствие к
обездоленным.
Общее представление о
В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Урок
творчестве поэта, мастерство
Ранние стихотворения как изучения
В.В. Маяковского.
отражение души поэта.
нового
материала
Стихотворения. Особенности
поэтического языка,
представления поэта о
сущности творчества
Личность поэта.
Комбиниро В. В. Маяковский
ванный
«Необычайное
«Необычайное приключение…»
приключение…».
Особенности анализа
стихотворения, художественные
средства в стихотворении.

Коллективная,
познавательная

А.П. ПЛАТОНОВ.
Личность писателя.

Коллективная,
познавательная

Л. А. АНДРЕЕВ
Личность писателя.

Рассказ «Юшка»

Урок
изучения
нового
материала

Урок
изучения
нового
материала

А. П. Платонов. «Юшка».
Осознание необходимости
сострадания, милосердия,
недопустимости жестокости.

Коллективная,
познавательная

Выразительное
чтение,
аналитическая беседа,
пересказ,
характеристика
героев.
Составление
цитатного плана
Аналитическая
беседа Пересказ

Аналитическая
беседа
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное
чтение

Самостоятельная Беседа
практическая
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное
чтение
Беседа

52

53

54

Вн.чт.А.П.ПЛАТОНОВ Урок
внеклассно
«В прекрасном и
го чтения
яростном мире».
Своеобразие языка
прозы Платонова.
Рр Сочинение «Нужны
ли нам сочувствие и
сострадание?»
Б.Л.Пастернак. Стихи.

Урок
развития
речи
Урок
изучения
нового

Труд как нравственное
Самостоятельна
содержание человеческой жизни. япрактическая
Идеи доброты,
взаимопонимания, жизни для
других. Своеобразие языка
прозы Платонова

Аналитическая
беседа

Самостоятельная сочинение
творческая
Б.Л.Пастернак. Стихи «Никого Коллективная,
не будет в доме», «Июль»
познавательная

Выразительное
чтение
стихотворений

А.Т.
Твардовский.
Темы Коллективная,
стихотворений поэта. «Братья», познавательная
«Снега потемнеют синие…»,
«Июль – макушка лета…»,
«Отыграли по
дымным
оврагам…», «На дне моей
жизни…»
Великая
Отечественная
война в
стихотворениях А.Т.

Чтение статьи
учебника
Выразительное

материала
55

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ –
«художник с мудрым
сердцем и чистой
совестью».
Стихотворения.

Урок
изучения
нового
материала

Твардовского.

чтение
Беседа
Частичный анализ

56

57

Вн.чт. Ритмы и образы
военной лирики.
Интервью с поэтом —
участником Великой
Отечест¬венной войны.

Комбиниро Героизм, патриотизм,
Самостоятельна
ванный
самоотвержен¬ность, трудности япрактическая
и радости грозных лет войны в
стихо¬творениях поэтов —
участников войны: А. Ахматовой,
К. Симонова, А. Твардовского, А.
Суркова, Н. Тихо¬нова и др.
Стихотворения поэтов –
костромичей о ВОв. Тема ВОв.

Выразительное
чтение

Ф. АБРАМОВ и его
рассказ «О чем плачут
лошади».

Урок
изучения
нового
материала

Работа с учебником
Аналитическая
беседа

58

Е. НОСОВ. Рассказ
«Кукла». Нравственная
проблематика рассказа.

59

Е. Носов «Живое
пламя».

60

ВН.чт.
Ю.П.КАЗАКОВ и его
рассказ «Тихое утро».

61

«Земля родная». Статьи
Д.С. Лихачева.

Урок
изучения
нового
материала
Комбиниро
ванный

Урок
изучения
нового
материала

Урок
изучения
нового
материала

Ф.Абрамов. «О чем плачут
лошади». Деревенская тема

Е.И. Носов «Кукла». Сила
внутренней, духовной красоты
человека.
Е.И. Носов «Живое пламя»
Тема бережного отношения к
природе.
.

Ю.П. Казаков «Тихое утро».
Изображение природы. Умение
заглянуть в душу человека.
Поведение мальчиков в минуту
опасности. Яшка – верный
товарищ.
Лихачёв Главы из книги
«Земля родная». Духовное
напутствие молодежи.

Коллективная,
познавательная

Работа с текстом
Самостоятельная Беседа
практическая
Анализ эпизода
Проблемные
вопросы
Групповая,
Аналитическая
практическая
беседа
Пересказ
Коллективная,
познавательная

Работа со статьей
учебника

Коллективная,
познавательная

Выразительное
чтение Беседа

62

63

64

65
66

67

Промежуточная
аттестация. Контрольная
работа.
Вн.чт. М.М.Зощенко
«Беда».

Урок
контроля

Самостоятельная
творческая

Урок
М.М.Зощенко «Беда»
Коллективная,
внеклассно
познавательная
го чтения
«Тихая моя Родина»
Комбиниро Человек и природа. Выражение Групповая,
Стихотворения о Родине, ванный
душевных настроений,
творческая
родной природе,
состояний человека через
собственном восприятии
описание картин природы.
окружающего (В.
Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы
Брюсов, Ф. Сологуб, С.
русскими поэтами.
Есенин, Н. Заболоцкий,
Н. Рубцов).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 часа
Из литературы народов России. Расул Гамзатов.

Выразительное
чтение

Японские хокку.
Комбиниро Роберт Бернс. «Честная
Творчество Р. Бернса, Дж. ванный
бедность». Представление
Байрона.
народа о справедливости и
честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты
кончил жизни путь, герой!..».
Гимн славы герою, павшему в
борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности
жанра.
О.Генри. «Дары
Комбиниро О.Генри. «Дары волхвов».
ванный
Преданность и жертвенность во
волхвов».
имя любви.

Инд. выступления

Коллективная,
познавательная

Викторина

учащихся
Работа со статьей
учебника Беседа

Коллективная,
познавательная

Инд. выступления
учащихся

68

Р.Д.Бредбери.
«Каникулы».
Итоговый урок.

Итоговый
урок.

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
Фантастический рассказ –
предупреждение.Подведение
итогов. Рекомендации книг для
летнего чтения

Коллективная,
практическая

Работа со статьей
учебника Беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».