Рабочая программа по обществознанию ,6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по обществознанию
для 6 класса
Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория
Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» 6 класса составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21
2

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020
г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
1. Авторской программы: основного общего образования по «Обществознанию»
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
2. Рабочая программа по Обществознанию 6 класс. –Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая,
Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
3. Тематическое планирование курса обществознания для 6 класса.
Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под
редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват.учреждений
/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение,
2016.

3

Цель и задачи изучения предмета «Обществознание 6 класс»
Цели изучения предмета:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о
необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных
ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой
деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений, экономической и гражданскообщественной деятельности, межличностных отношений, отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной
познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения предмета:
Развивающие:
 развивать личностные качества ученика, потому что изучение обществознания
осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей
социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие
уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации
позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей,
общества в целом.
 развивать познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных
дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих
дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию
познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
 развивать критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать
социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие
критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно
повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого
аспекта.
Воспитательные:
 «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему
принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в
обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в
обществе в целом;
 воспитание толерантности, уважения к представителям других
национальностей и культур;
Познавательные:
4

освоить систему социального знания в процессе практического исследования
социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению
профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития
навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
 происходит овладение умениями получения и осмысления социальной
информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к
освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности
в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно
участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать
отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
 осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как
оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной
позиции.


Объем учебного времени: 34 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Планируемые предметные результаты обучения и освоения содержания
курса по «Обществознанию» в 6 классе
Человек и его социальное окружение — осваивать и применять знания о
социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности
человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и
его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
Содержание учебного предмета.
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные
потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности
личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными
возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение
для человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и
особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в
группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений
конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в
группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека,
потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства
человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей,
способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности общения как социального явления, познания человеком мира и
самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения
5

личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности
и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и
личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной
индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и
обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том
числе извлечений из закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об
особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из
разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения,
в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями
здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур. Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в
обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в
политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в
Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие
органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные
российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного
общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов
экономической деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе
различных людей; различные формы хозяйствования;

6

— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества,
деятельности основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных
ценностей российского народа; — решать познавательные и практические
задачи (в том числе, задачи, отражающие возможности юного гражданина
внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе,
включая информацию о народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности,
в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение
традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность
культуры и традиций народов России.
Содержание учебного предмета и универсальные учебные действия ФГОС.
(34часа).
Введение (1 ч.)
Тема 1. Введение в изучение курса
Задачи и содержание курса «Обществознание» в 6 классе. Науки, изучающие
общество. Точные и естественные науки. Общественные науки. Знакомство со
структурой учебника и формами работы.
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч.)
Тема 2. Человек – личность (2 ч.)
Что такое личность. Индивидуальность. Сильная личность – какая она?
Сознание человека
Тема 3. Человек познает мир (2 ч.)

7

Познание мира и себя. Что такое самопознание. Способности. Деятельность.
Виды деятельности. Самооценка. Типы самооценки. Талант.
Тема 4. Человек и его деятельность ( 2ч.)
Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Основные формы
деятельности. Труд. Игра. Учение. Общение.
Тема 5. Потребности человека (2 ч.)
Какие бывают потребности. Потребности. Виды потребностей. Первичные.
Вторичные. Мышление. Виды мышления. Чувства. Виды чувств у человека.
Тема 6. На пути к жизненному успеху (2 ч.)
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся
выбирать профессию. Выбор жизненного пути.
Тема 7. Практикум по теме « Человек в социальном измерении» (2 ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.
Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Глава 2. Человек среди людей (10 часов)
Тема 8. Межличностные отношения (2 ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.
Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные.
Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в
межличностных отношениях.
Тема 9. Человек в группе (2 ч.)
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал
друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Тема 10. Общение (2 ч.)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со
сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их
разрешения. Культура дискуссии.
Тема 11 Конфликты и межличностные отношения (2 ч.)
Что такое конфликт. Виды конфликта. Этапы протекания конфликтных
ситуаций. Причины социальных конфликтов. Виды разрешения.
Тема 12. Практикум по теме «Человек среди людей» (2 ч.)
Повторить и обобщить полученные знания по теме «Человек среди людей»
Глава 3. Нравственные основы жизни (8 часов)
Тема 13. Человек славен добрыми делами (2 ч.)
Добро, добрый, добродетель. Что такое мораль. Что такое добро. Главные
правила доброго человека. Что такое счастье.
Тема 14. Будь смелым (2 ч.)
Страх. Фобия. Смелость. Испуг. Причины их возникновения. Пути их
преодоления.
Тема 15. Человек и человечность (2 ч.)
Гуманизм. Гуманистические принципы. Человечность – что это? Гуманное
отношение к человеку.
Тема 16. Практикум по теме «Нравственные основы жизни» (2 ч.)

8

Повторить и обобщить полученные знания по теме « Нравственные основы
жизни». «Золотое правило морали»
Итоговое повторение(3 часа)

Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 6 А, Б классов
№

Название раздела

Количество
часов
1

1

Введение

2

Глава 1. Человек в социальном измерении

12

3

Глава 2. Человек среди людей

10

4

Глава 3. Нравственные основы жизни

8

5

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Человек и общество»
Мини – проект «Идеальный человек»

1

Всего:

34

6

9

2

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№
п/п

Тема урока

Час
ы

Дата
План
(а)

1

Введение

1

2

Глава 1 1 Человек в
социальном измерении
Человек-личность

2

3

Человек познает мир

1

4

Финансовая грамотность

1

5

Практикум «Учимся узнавать и
оценивать себя»
Человек и его деятельность

1

Учимся правильно организовывать
свою деятельность
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 1-Твоя образованность.

1

Потребности человека
На пути к жизненному успеху
Практикум
Финансовая грамотность
Межличностные отношения
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 2--Законы нравственности часть
культуры общества.

2
1

1

19-20

Учимся взаимодействовать с
окружающими
Человек в группе

21

Учимся совместно всей группой

6-7
8

9
10-11
13
14
15-16

17

18

2

1

1

1

2
10

1

б

Факт
(а)

б

22

делать полезные дела
Общение

1

23

Финансовая грамотность

1

24

В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 3---Твоя культура поведения.

1

25

Учимся общаться

1

26

Конфликты в межличностных
отношениях

2

27

Учимся вести себя в ситуациях
конфликта
Практикум

1

28

Финансовая грамотность

1

29

Глава 3. Нравственные основы
жизни
Человек славен добрыми делами

1

30

Учимся делать добро

1

31

Будь смелым. Учимся побеждать
страх
Человек и человечность
Практикум
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 4--Нравственные ценности
Российского народа.
Итоговый урок по курсу
«Обществознание» 6 класс
Всего

1

32

33
34

11

1

1
1
34
часа

12

Календарно-тематическое планирование 6в класс

№
п/п

Тема урока

Час
ы

Дата
План
(а)

1

Введение

1

2-3

Глава Загадка человека
Человек-личность

2

4

Человек познает мир

1

5

Финансовая грамотность

1

6

Практикум «Учимся узнавать и
оценивать себя»
Человек и его деятельность

1

1

9

Учимся правильно организовывать
свою деятельность
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 1-Твоя образованность.

10
11

Потребности человека
Учимся размышлять

1
1

12
13

Когда возможности ограничены
Учимся взаимодействовать с людьми
с разными возможностями
Финансовая грамотность
Глава 2 Человек и его деятельность
Мир увлечений
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 2--Законы нравственности часть
культуры общества.

1

Практикум к главе 1

1

7
8

14
15

16

17

2

13

1

1

1

б

Факт
(а)

б

18
19

Труд – основа жизни
Учимся трудиться и уважать труд

1
1

20

Финансовая грамотность

1

21

В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 3---Твоя культура поведения.

1

22

Учение – деятельность школьника

1

23

Познание человеком мира и себя

1

24

Учимся позновать и оценивать себя

25

Финансовая грамотность

1

Практикум к главе 2
26

Глава 3 Человек среди людей
Отношения с окружающими

1

27

Общение

1

28

Человек в группе

1

29

Отношения со сверстниками

1

30

Конфликты в межличностных
отношениях
Семья и семейные отношения
Учимся строить отношения с
родителями
Практикум к главе 3
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 4--Нравственные ценности
Российского народа.
Итоговый урок по курсу
«Обществознание» 6 класс
Всего

31
32
33

14

1
1
34
часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».