Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Адаптированная рабочая программа_________ по обществознанию для учащихся 7 б класса Тамбиева Динислама и Тамбиевой Мадины Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной, учитель истории обществознания. высшая категория Срок реализации- 2022-2023 учебный год 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС Д КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 17 ( 0,5ЧАС В НЕДЕЛЮ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897, Примерных программ основного общего образования по обществознанию 5 – 9 классы, на основе рабочей программы Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы (М., «Просвещение» 2014 г.), Адаптированной основная образовательная программа основного общего образования 2018-2023 гг. МБОУ СОШ № 16 с. Георгиевской. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2017. 2. О.А.Котова, Т.Е. Лискова Обществознание рабочая тетрадь 7 класс учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2015. 3. Обществознание. 7 класс : поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф., Лискова Т.Е. – М. : Просвещение, 2014. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения обществознания в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 Д класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Программа составлена с учётом специфики обучающихся 7 Д класса с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны: 1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: 2. Сниженный уровень познавательной деятельности; 3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий; 4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти; 5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие; 6. 7. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки; Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными. Программа по обществознанию для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по обществознанию, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов. Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: -активизация познавательной деятельности учащихся; - повышение уровня их умственного развития; - нормализация учебной деятельности; -коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; -социально-трудовая адаптация. Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие: - развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); - развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; - осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки; - развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности; - осуществлять психокоррекцию поведения ребенка; - проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения. Цели и задачи курса, решаемые при реализации данной рабочей программы, соответствуют Примерной программе основного общего образования по обществознанию 5 – 9 классы: 1 .Развитие личности, её духовно-нравственной, политической, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации. 2. Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, уважения к социальным нормам. 3. Сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и верований; для соотнесения своих действий с действиями других людей и с нормами поведения, признанными обществом. 4. Формировать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями. 5. Мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества. 6. Воспитывать заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Сформированность следующих учебных умений и навыков: • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: Сформировать: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы • • • • • • • и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА) Вводный урок.-1 Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе - 6 ч. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в Росси, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Глава 2. Человек в экономических отношениях - 6 ч. Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предринимателя. Обмен . Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Глава 3.Человек и природа - 5 ч. Человек - часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Законы Российской Федерации направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности Формы контроля усвоения курса: 1) контрольные работы 3) тесты 2) ответы на вопросы 4) презентации Календарно -тематический план по обществознанию 7 класс № п-п Тема урока 1. Вводный. Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан 1 1 4. Почему важно соблюдать законы Защита Отечества 5. Для чего нужна дисциплина 1 6. Виновен – Отвечай Кто стоит на страже закона. 1 Экономика и её роль в жизни общества. Мастерство работника 1 10. Производство: затраты, выручка, прибыль 1 11. Виды бизнеса 1 12. Обмен, торговля, реклама. 1 13. 1 14. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Деньги и их функции 15. Экономика семьи 1 16. Воздействие человека на природу Итоговое повторение курса «Обществознание » 1 2. 3. 7. 8. 9. 17. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 Дата План Факт