Рабочая программа по истории , 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1811642)
учебного предмета
«История»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Аппаева Индира Хамитовна
учитель истории и обществознания

Усть-Джегута 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Общие положения





















1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при
реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные
организации), сформированы в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);













Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и
науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется
его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению
своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в
мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю
страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению
к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются Федеральными государственными образовательными
стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об
основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании
к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в
учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания
в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года
обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет
«до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни
и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного.
Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к
соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире,
верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта
Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта
Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные
походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и
гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика,
медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство
Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения.
Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные
сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий
I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды
и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия
жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение
Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.
Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие
государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства
Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и
ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их
значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при
Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная
жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники,
итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук.
Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.
Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания).
Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на
Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства
Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика
римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская
война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в
гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура.
Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима:
завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство.
Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение
христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура.
Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций
Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021)
относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания
о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий
прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как
важной составляющей современного общественного сознания; в сфере
эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего
и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе

примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху
Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей
среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной
деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются
в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с
имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная
литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о

достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать
свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять
свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей
эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате
устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего
мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших

событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты
(расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира,
территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя
легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между
условиями среды обитания людей и их занятиями.
4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия
событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые
знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их
биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших
цивилизаций.
6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ;
б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в
древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры.

8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость
сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том
числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные
результаты в форме сообщения, альбома,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
№ Наимен
Дата
п/ ование
всег контрол практи изуче
о ьные
п раздело
ческие ния
в и тем
работы работы
Раздел 1. Введение
програм
1.1 Введение
2 0
0
02.09.2
мы
.
022
06.09.2
022

Итого по
2
разделу2. Первобытность
Раздел

Виды деятельности

Виды,
формы
контрол
я

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Рассказывать, как историки
узнают о далеком
прошлом;
Приводить примеры
вещественных и письменных
исторических источников;
Объяснять значение
терминов: история,
хронология, археология,
этнография, нумизматика;
Характеризовать отрезки
времени, используемые при
описании прошлого (год,
век, тысячелетие, эра);
Размещать на ленте времени
даты событий,
происшедших до нашей эры
и в нашу эру;
Объяснять, какая
историческая и
географическая информация
содержится на исторических
картах;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-vvedeniev-istoriyu-klass-3153658.html

2.1 Первобытно 4
. сть

1

Итого по
4
разделу3. Древний Восток
Раздел

0

09.09.2
022
20.09.2
022

Рассказывать о важнейших
ремеслах, изобретенных
древними людьми;
Показывать на карте места
расселения древнейших
людей;
известные историкам;
Рассказывать о занятиях
первобытных людей;
Распознавать изображения
орудий труда и охоты
первобытных людей;
Объяснять;
какое значение для
древнейших людей имело
овладение огнем;
как его добывали и
поддерживали;
Рассказывать;
где были найдены рисунки
первобытных людей; о чем
ученые узнали из этих
рисунков;
Объяснять;
чему;
каким силам поклонялись
древнейшие люди;
Раскрывать значение понятий:
присваивающее хозяйство;
язычество;
миф;
Характеризовать значение

Устный
https infourok.ru/prezentaciya-po-istoriidlya-5-klassa-na-temu-epohaопрос;
pervobytnosti-4350425.html://
устный
опрос;конт
рольная
работа.;

3.1 Древний
. Египет

7

1

0

23.09.2
022
11.10.2
022

Рассказывать, как произошло
объединение Египта,
раскрывать значение этого
событие;
Рассказывать с
использованием исторической
карты о природных условиях
Египта;
их влиянии на занятия
населения;
Объяснять;
что способствовало
возникновению в Египте
сильной государственной
власти; Рассказывать; как
произошло объединение
Египта;
раскрывать значение этого
событие;
Объяснять смысл понятий и
терминов: фараон; жрец;
Давать описание условий
жизни и занятий древних
египтян;
используя живописные и
скульптурные
изображения;
Характеризовать положение
основных групп населения
Древнего Египта
(вельможи;
;

Устный
html https:// -na-temuопрос;конт infourok.ru/prezentaciya drevniyegipet-klass-443039
рольная
работа;

3.2 Древни
. е
цивили
зации
Месопо
тамии

4

0

4

13.10.2
022
25.10.2
022

3.3 Восточное
. Средизем
номорье в
древности

2

1

1

28.10.2
022
31.10.2
022

3.4 Персидская 2
.
держава

0

2

08.11.2
022
11.11.2
022

Рассказывать, используя
карту, о природных
условиях Месопотамии и
занятиях живших там в
древности людей;
Называть и показывать на
карте древнейшие
города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий
и терминов:
клинопись, эпос, зиккурат;
Показывать на карте
расположение древнего
Вавилонского царства;
Рассказывать, чем известен в
Объяснять, как природные
истории вавилонский царь
условия влияли на занятия
Хаммурапи;
населения Восточного
Объяснять, в чем заключается
Средиземноморья;
ценность законов как
Рассказывать о развитии
исторического источника;
ремесел и торговли в
Показывать на карте
Финикии;
территорию на
Ассирийской
Показывать
карте
Объяснять значение
державы.
Рассказывать
территорию
Персидскойоб
понятий: колония,
организации
державы
в период
ее
колонизация,
алфавит;
ассирийского
войска; на
могущества;
Называть и показывать
Объяснять,
как ассирийские
Объяснять
причины
военных
карте древние
цари
управляли
своейармии;
успехов
персидской
государства
Палестины;
державой;
Характеризовать
системув
Объяснять, чем известен
Представлять,
управления
используя
истории царьперсидской
Соломон;
державой;
иллюстрации,
описание
Объяснять значение
понятий
Рассказывать
о
религии
ассирийской
столицы
и терминов:

Устный
опрос;

html https:// -na-temuinfourok.ru/prezentaciya drevniyegipet-klass-443039

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;
Контрол
Устный
ьная
опрос;
работа;

https://infourok.ru/prezentaciyafinikiya-strana-moreplavateley2985694.html

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuistorii-persidskaya-derzhava-caryacarej-5-klass-4050439.html

3.5 Древняя
. Индия

2

0

2

;
Рассказывать о природных
условиях Древней
Индии, занятиях населения;
Рассказывать о древнейших
индийских городах, используя
карту;
Объяснять значение понятий
и терминов: арии, раджа,
варна, каста, брахман, Веды,
3.6 Древний
3 0
3
22.11.2 Характеризовать, используя
санскрит;
. Китай
022 карту, природные
верования
29.11.2 Характеризовать
условия Древнего Китая, их
индийцев,
022 древних
влияние на занятия населения;
называть главных богов,
Рассказывать о хозяйственной
почитаемых в индуизме;
деятельности
Рассказывать о возникновении
древних китайцев,
буддизма, основных
совершенствовании орудий их
положениях этого учения;
труда, технических
Давать описание внешнего
сооружениях;
вида и внутреннего
Показывать на карте
убранства индуистских и
территорию
империи(на
Цинь
и
буддийских храмов
основе
объяснять
значение создания
текста и иллюстраций
единого
государства;
учебника);
Итого по
20
Представлять
характеристику
Объяснять, о чем
повествуют
разделу4. Древняя Греция. Эллинизм
Раздел
императора
Цинь
Шихуанди и
поэмы «Махабхарата»и
итогов
его деятельности;
«Рамаяна»,
чем они
Рассказывать
достижениях
интересны дляо историков;
древних китайцев в развитии
ремесел и торговли;
Раскрывать причины частых
восстаний населения в
Древнем Китае, показывать,
15.11.2
022
18.11.2
022

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokupo-istorii-drevnego-mira-klass-drevnyayaindiya-749918.html

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokupo-istorii-drevnego-mira-klass-drevnyayaindiya-749918.html

4.1 Древнейшая 4
.
Греция

1

2

02.12.2
022
13.12.2
022

Рассказывать, используя
карту, о природных
условиях Древней Греции и
основных занятиях ее
населения;
Объяснять, какие находки
археологов
свидетельствуют о
существовании древних
цивилизации на о. Крит, в
Микенах;
Рассказывать, о чем
повествуют поэмы «Илиада»
и«Одиссея»;
Объяснять значение
выражений «Ахиллесова
пята»,«Троянский конь»;

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-istorii-po-teme-drevnyayagreciya- klass-1527313.html

4.2 Греческие
. полисы

10 1

9

16.12.2
022
27.01.2
023

Показывать на карте
крупнейшие греческие
города-государства;
Объяснять значение понятий:
полис, аристократия, демос,
тиран, акрополь, агора,
фаланга, метрополия,
колония;
Характеризовать основные
группы населения
греческого полиса, их
положение, отношение к
власти;
Рассказывать о составе и
организации полисного
войска;
Показывать на карте
направления Великой
греческой колонизации,
называть наиболее
значительные колонии, в том
числе в Северном
Причерноморье.
Рассказывать, как
осуществлялось управление
греческими колониями, в чем
заключались их связи с
метрополиями;
Раскрывать значение понятий
и терминов: ареопаг, архонт,
народное собрание, реформа,
остракизм; Характеризовать
основные положения и

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;
Контрол
ьная
работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-na-temu-grecheskie-polisiuchebnikvi-ukolova-klass3813039.html

ходе военных событий;
Называть основные итоги
греко-персидских войн;
Высказывать суждение о том,
почему небольшой группе
греческих полисов удалось
одержать победу в войнах
против могущественной
Персидской

4.3 Культура
. Древней
Греции

3

0

3

31.01.2
023
07.02.2
023

Устный
Называть главных богов,
которым поклонялись древние опрос;
греки, распознавать их
скульптурные
изображения;
Объяснять, кто такие титаны и
герои;
Рассказывать о том, чему
учили детей в школах
Древней Греции;
Раскрывать значение понятий
и терминов:
гимнасий, Академия, Ликей,
философия, логика, этика;
Называть древнегреческих
ученых, известных
своими трудами по
философии, истории, другим
отраслям наук;
Представлять описание
внешнего вида и
планировки древнегреческого
храма (в виде устного
высказывания, презентации);
Раскрывать значение понятий
и терминов: ордер, фронтон,
капитель, кариатида,
распознавать
архитектурные элементы
зданий на изображениях,
фотографиях;
Рассказывать о
древнегреческом театре,
организации представлений;

https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-drevnego-mira-na-temukultura- drevney-grecii-klass3558349.html

4.4 Македо
. нские
завоева
ния.
Эллини
зм

3

1

Итого по
20
разделу5. Древний Рим
Раздел
5.1 Возникн
3 0
. овение
Римског
о
государс
тва

2

3

Объяснять, что
способствовало усилению
Македонии в IV в. до н. э.,
какую роль сыграл в этом
царь Филипп II;
Рассказывать, как была
установлена власть
македонского царя над
греческими полисами;
Систематизировать в виде
таблицы информацию о
завоевательных походах
Александра Македонского;
используя
21.02.2 Рассказывать,
Объяснять, в чем
состояли
023 историческую
карту,
о
причины военных побед
28.02.2 природных условиях
Александра Македонского;
023 Апеннинского полуострова и
Представлять характеристику
племенах,
населявших его в
(«исторический
древности;
портрет») Александра
Сопоставлять
Македонского;информацию о
происхождении
Рима,
Раскрывать смысл
понятия
содержащуюся
в
легенде
и
«эллинизм»;
полученную
в ходе
Показывать на
карте
исследований
историков;
государства, образовавшиеся
Раскрывать
понятий
в результатезначение
распада державы
и
терминов:
Александра
патриций,
плебей, республика,
Македонского;
консул,
народный
Рассказывать,
чем трибун,
славилась
Сенат,
вето,
легион,
Александрия
понтифик,
Египетская,авгур;
почему она
Объяснять,
как было
считалась культурным
организовано
управление
центром эллинистического
Римской
республикой (какими
мира;
10.02.2
023
17.02.2
023

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;

https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-k-uroku-zavoevaniyaaleksandra- makedonskogo-klass2111438.html

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya_po_ist
orii_na_temu_osnovanie_rima 5_klass537996.htm

5.2 Римские 3
. завоевания в
Средиземно
морье

0

3

5.3 Поздняя
5
. Римская
республик
а.
Гражданские
войны

0

5

Представлять общую
характеристику Пунических
войн (причины,
хронологический период,
участники, наиболее
значительные походы и
итоги);
14.03.2 сражения,
;
благодаря
чему
023 Объяснять, почему
причиной
историю
04.04.2 вошел
острыхвстолкновений
в Риме
023 Ганнибал;
во II в. до н. э. стал вопрос о
Показывать на исторической
переделе
карте
территории
римских
«общественной
земли»;
провинций,
объяснять,понятий
какие
Раскрывать значение
современные
и терминов: географические
названия
берут начало
«общественная
земля»,от
названий
римских
гражданская
война,провинций;
диктатор, проскрипции,
триумвират,
вольноотпущенник,
гладиатор;
Характеризовать цели,
содержание и итоги реформ
братьев Гракхов;
Анализировать отрывки из
текстов историков
(извлекать информацию,
высказывать оценочные
суждения);
Объяснять, чем были вызваны
гражданские войны в Риме,
какие силы противостояли
друг другу;
03.03.2
023
10.03.2
023

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciyak-uroku-rimzavoevatelsredizemnomorya- 2900370.html

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;
Контрол
ьная
работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-drevnij-rim-v-periodrespubliki- 4704059.html

5.4 Расцвет и
. падение
Римской
империи

6

0

6

07.04.2
023
25.04.2
023

5.5 Культура
. Древнего
Рима

3

0

3

28.04.2
023
02.05.2
023

1

05.05.2
023
12.05.2
023

Итого по
20
разделу
Раздел 6. Обобщение
6.1 Историческ 2 1
. ое и
культурное
наследие
Итого
по
2
цивилизаци
разделу
й
Древнего

Рассказывать об установлении
единоличной власти
Октавиана Августа;
Представлять характеристики
римских
императоров, их правления
(Нерон, Траян,
Диоклетиан — по выбору);
Показывать на исторической
карте территорию Римской
империи, объяснять, как было
организовано управление
провинциями;
Рассказывать, используя
иллюстрации учебника, о
повседневной жизни в
Раскрывать смысл понятия
столице и провинциях
«золотой век римской
Римской
империи; имена
поэзии», называть
Сравнивать
положение
поэтов золотого
века;
римского
раба
и
колона,
Рассказывать о развитии
объяснять,
чем различались
научных знаний
в Древнем
условия
их
жизни
труда;
Риме (философия, игеография,
Объяснять
история); значение понятий
и
терминов:какое
форум,
Пантеон,
Объяснять,
значение
и
Колизей,
акведук,
амфитеатр,
почему придавалось в
термы;
Рассказывать
Виды
деятельности
поо
Древнем
Риме ораторскому
возникновении
изученным
и
искусству; разделам;
распространении
Составлять описание
христианства,
объяснять, чем
известных архитектурных
отличалась
религия
от
сооруженийновая
Древнего
Рима
верований
римлян;
(по выбору);
Характеризовать
политику
Сравнивать внешний
вид

Практич
еская
работа;
устный
опрос;
контрол
ьная
работа;
практич
еская
работа.;

https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-drevnego-mira-na-temupadenie- zapadnoj-rimskoj-imperii-5klass-5176937.html

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya_po_istorii
_drevniy_rim_kultura5_klass.354887.htm

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;
Контрол

https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-na-temu-istoricheskoe-ikulturnoe- nasledie-antichnogo-miraklass-3723967.html

68 7
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

49

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучен
всег контрольн практическ
ия
о
ые работы ие работы

Виды,
формы
контроля

1.

Введение

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Древнейшие люди

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Родовые общины
охотников и
собирателей

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Возникновение
искусства и
религиозных
веровании

1

0

0

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

5.

Возникновение
верований и
земледелия
скотоводства

1

0

0

6.

Появление
неравенства и знати

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

7.

Обобщающий
урок
«Жизнь
первобытных
людей»

1

1

0

Контрольна
я работа;

8.

Счет лет в истории

1

0

1

Практическ
ая работа;

9.

Государство на
берегах Нила

1

0

0

Устный
опрос;

10. Как жили
земледельцы и
ремесленники в
Египте

1

0

0

11. Жизнь
египетского
вельможи

1

0

0

Устный
опрос;
Письменны
й
контроль;
Устный
опрос;

12. Военные походы
фараонов

1

0

0

13. Религия древних
египтян

1

0

0

14. Искусство
Древнего Египта

1

0

1

15. Письменность и
знания древних
египтян

1

0

0

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

Устный
опрос;
Письменны
й
Устный
контроль;
опрос;

16. Обобщающий
урок«Древний
Египет»

1

1

0

Контрольна
я работа;

17. Древнее Двуречье

1

0

1

18. Вавилонский царь
Хаммурапи и его
законы
19. Финикийски
е
мореплавате
ли

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

20. Библейские сказания

1

0

1

21. Древнееврейское
царство

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный

22. Ассирийская держава

1

0

1

опрос;
Тестирование
Устный
опрос;;

23. Персидская держава
«царя царей»

1

0

1

диктант;
Устный
опрос;

24. Обобщающий
урок«Западная
Азия в
древности»
25. Природа и люди
Древней Индии

1

1

0

1

0

1

26. Индийские касты

1

0

1

27. Чему учил
китайский мудрец
Конфуций

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Письменны
й контроль;

28. Первый властелин
единого Китая

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

29. Обобщающий
урок«Индия и
Китай в
древности»

1

1

0

Контрольна
я работа;

30. Греки и критяне

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

31. Микены и Троя

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

32. Поэма Гомера
«Илиада»

1

0

1

Устный
опрос; зачет;

33. Поэма Гомера
1
«Одиссея»
34. Религия древних греков 1

0

1

0

1

Устный
опрос;
ВПР;

35. Земледельцы Аттики
теряют землю и
свободу

1

0

1

36. Зарождение
демократии в Афинах

1

0

1

37. Древняя Спарта

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическ

38. Греческие колонии

1

0

1

39. Олимпийские
игры в древности

1

0

1

40. Победа греков над
персами в
Марафонской битве

1

0

1

ВПР;
тестирован
ие;

41. Нашествие
персидских войск

1

0

1

42. В гаванях афинского
порта Пирей

1

0

1

Устный
опрос;
Письменны
й
Устный
контроль;
опрос;

43. В городе богини
Афины

ая работа;

1

0

1

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
тестирование
;

44. В афинских
школах и
гимнасиях

1

0

1

Устный
опрос;

45. В афинском театре

1

0

1

Устный
опрос;

46. Афинская демократия
при Перикле

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

47. Города Эллады
подчиняются
Македонии

1

0

1

Зачет;

48. Поход Александра
Македонского на
Восток

1

0

1

ВПР;

49. В
Александрии
Египетской

1

0

1

ВПР;

Обобщающий
урок«Древняя
Греция» Рим
51. Древнейший

1

1

0

Контрольна
я работа;

1

0

1

52. Завоевание Римом
Италии

1

0

1

53. Устройство
Римской
54. республики
Устройство

1

0

1

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическ

50.

ая работа;
1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

56. Рабство в Древнем
Риме

1

0

1

57. Земельный закон
братьев Гракхов

1

0

1

Устный
опрос;
тестирование
Устный
опрос;;

Римской
республики
55.

Установление
господства Рима в
Средиземноморье

Письменный
контроль;
58. Восстание Спартака

1

0

1

59. Единовластие Цезаря

1

0

1

60. Установление империи 1

0

1

Устный
опрос;
диктант;
Устный
опрос;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

61. Соседи Римской
империи

1

0

1

62. В Риме при
императоре Нероне

1

0

1

63. Первые христиане и
их учение

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическа
яУстный
работа;
опрос;
Письменный
контроль;

64. Итоговый урок

1

64. Расцвет империи во II
веке н.э

1

0

1

09.05.202 Диктант;
3

65. Вечный город и
его жители

1

0

1

66. Римская империя
при Константине

1

0

1

12.05.202 Устный
3
опрос;
Письменный
16.05.202 контроль;
Устный
3
опрос;

67. Чудеса света

1

0

1

68. Обобщающий
урок «Древний
Рим»
ОБЩЕЕ

1

1

0

68

6

51

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Письменный
19.05.202 контроль;
Зачет;
3
23.05.202 Контрольна
3
я работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А.
Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая
история.
История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Поурочные разработки по всеобщей истории. История древнего мира по учебнику
А.А.Вигасина.
Учебно методическое пособие, автор Сорокина Е.Н. Издательство "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
http://www.yaklass
.ru/
https://interneturok.
ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, карты, словари, энциклопедии, индивидуальные
карточки, плакаты, информационные стенды, комплекты портретов,
репродукции картин, медиатека
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноутбук, персональный
компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».