Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа по родному языку для 5(пятого) а и б класса Разработана учителем:Чомаевой К.А. Срок реализации -2022-2023учебный год Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год» № 4405 от 01.09.2022г. Родной язык (КЪАРАЧАЙ ТИЛ) 5 класс Авторы: Гочияева С., Батчаев А – М., Мамаева Ф.Т., Черкесск 2017г. Календарно-тематическое планирование по карачаевскому языку в 5 классе составлено на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР (2017 г.). Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку, Примерной программы по карачаевскому языку для общеобразовательных учебных заведений (1 - 11классы). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора и личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Цели обучения: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение карачаевским языком; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Задачи обучения: приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными нормами карачаевского языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; • освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Виды контроля: контрольный диктант, словарный диктант, сочинение, изложение, проверочная работа, тестирование. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать: определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. - - Учащиеся должны уметь: - обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры; разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически; составлять простые и сложные предложения изученных видов; - разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; - пользоваться орфографическими и толковыми словарями; - соблюдать произносительные нормы родного языка в пределах изученного материала; По орфографии: - находить в словах изученные орфограммы; - находить орфографические ошибки и исправлять их; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе. По пунктуации: - находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, - обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи: - определять тему и основную мысль текста, его стиль; - подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); - составлять простой план исходного и собственного текста; - писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине; - совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); - правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания; - грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; Тематическое планирование по курсу «Родной (карачаевский) язык» в 5 классе. Учебник «Къарачай тил», авторы Гочияева С.А., Батчаева А-М.Х, Мамаева Ф.Т. Тема Часы 1. Повторение. Состав слова. Однокоренные слова 1 2. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное 1 3. Имя числительное. Местоимение. 1 4. Глагол. 1 5. Диктант по разделу повторение за 5кл. 1 Синтаксис и пунктуация 6. Работа над ошибками. Словосочетание. 1 7. Текст. Виды текста. 1 8. Стили речи. Предложение .Виды предложений. 1 9. Входная контрольная работа. 1 10 Члены предложения .Главные члены предложения. 1 11 Сочинение «Кьачхы табигьат.» 1 Дата План Факт 12 Второстепенные члены предложения. Дополнение и определение 1 13 Распространённые и нераспространённые предложения. 1 14 Однородные члены предложения. Знаки предложения при однородных членах предложения. 1 15 Контрольный диктант по итогам 1 четверти. 1 16 Работа над ошибками. Обращение. Знаки препинания в обращений. 1 17 1 18 Сложное предложение. Союзы в сложном предложений. Знаки препинания в сложном предложений. 1 19 Разбор простого и сложного предложения. 1 20 Изложение (эсден джазма) 1 21 Работа над ошибками. Прямая речь. 1 22 Знаки препинания при прямой речи. 1 23 Диалог. Знаки препинания в диалоге. 1 24 Повторение. Тест сынам. 1 Фонетика. Графика. Орфография. 25 Звуки и буквы. Гласные звуки. 1 26 Гласные звуки. Сингармонизм. 1 27 Согласные звуки буквы. 1 28 Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. 1 29 Диктант по теме: фонетика. 1 30 Работа над ошибками. Правописание согласной буквы «Б» 1 31 Правописание согласных букв Кь-гь,к-г,ч-ш, х. 1 32 Правописание Ч-дж. 1 33 Удвоенные согласные 1 34 Буквы и алфавит. 1 35 Слог. Ударение. 1 36 Фонетический разбор. 1 Лексика. Культура речи 37 Лексическое значение слова. 1 38 Переносное значение слов. 1 39 Сочинение «Кьыш» 1 4041 42 Анализ ошибок . Омонимы, синонимы, антонимы. 2 Фразеология. Фразеологизмы. 1 43 Диктант по теме «Лексика». 1 Состав слова. Орфография 44 Работа над ошибками. Состав слова. Однокоренные слова. 1 45 Корень слова. Основа слова. 1 46 Суффиксы. 1 47 Разбор слова по составу. 1 48 Изложение. 1 Морфология. 49 Анализ ошибок. Части речи. 1 50 Имя существительное. Лексическое значение существительного. Число существительных. 1 51 Притяжательная форма сущ. 1 52 Собственные и нарицательные существительные. 1 53 Падежи. Склонение существительных. 1 54 Морфологический разбор существительных. 1 55 Контрольный диктант по итогам 3 четверти. 1 56 Анализ ошибок. Имя прилагательное. Роль прилагательных в предложений. 1 57 Простые и составные прилагательные. Морфологический разбор прилагательного. 1 58 Имя числительное. Порядковые и количественные числительные. 1 59 Правописание числительных. 1 60 Местоимение. Лексическое и грамматические значение. 1 61 1 62 Личные местоимения. Изменение по падежам. Изложение 63 Работа над ошибками. Глагол. 1 1 64 Лексическое и грамматическое значение. Роль глагола в предложений. Изменение глагола. (Этимни джегилиую) 1 65 Времена глагола. 1 66 Морфологический разбор глагола .Повторение. 1 67 Контрольный диктант по итогам года. 1 68 Итоговый урок.