рабочая программа по родной литературе. Учитель- Хабова Тахмина Хасанбиевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
По литературному чтению на родном языке
Для 3 а класса

Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной

Учитель начальных классов

Срок реализации -2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства
просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2022-2023 учебный год»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе .

Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с
опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и

читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей

Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности Личностные результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другойкультурной
среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в
условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствии гарантий успеха .

При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по родной речи за основу
взята программа для общеобразовательных учреждений (3 класс – 34 часа – 1 час в неделю), составленная в
соответствии с учебником «литературное чтение на родном языке» – 3 класс, составители: Казалиева А. К., Кечерукова
М.З., Байрамукова Р. А.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет
работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня знания родного языка и интереса к литературе.
Таким образом, курс родной речи нацелен на решение следующих основных задач:
*
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,
эмоционально откликаться на прочитанное;
*
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства,
создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
*
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и
воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
*
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности,
воспитывать художественный вкус;
*
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству
писателей, создателей произведений словесного искусства;
*

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

*

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

*

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

*
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
*

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

*

работать с различными типами текстов;

*

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного
ядра, деятельностного подхода, системности.
Основные разделы: «Анатилим – джарыкъкюнюм», «Тёгерекдетюрлю – тюрлю», «Сени сюеме, туугъанджуртум!»,
«Игинеди – аманнеди», «Къарджауады, борайды», «Халкъбайрамла эм адетле», «Ишнисюйгенсюйюмлю», «Аскер _
Атаджуртнуджакъчысы», «Халкъауузчыгъармачылыгъы», «Хорламлы Май»,
«Классдантышындаокъуллукъчыгъармала».
Распределение тем программы
Родной язык – мой светлый день (1 ч)
«Анатилим» Семёнов И., Сохтатенглериме. Будаев А., Анатилим.Мамчуева Д.
Вокруг разное – разное (6 ч)

Тубанлыкёл. Ортабаева Т.; Игиджолгъа. Хапчаев С.; Расулнукъоянчыгъы. Каракетов Ю.; Къобан. Узденов А.; Къач.
Хубиев О.; Алтындан да багъалызат. Джулабов Ю.; Тауукъ – айтабилгеннгезауукъ. Народная сказка;Внекл.
чт. Къарашауайныкъарасууу. Нартскаясказка;Внекл. чтение Къанатысыннганкъаз бала. Байрамукова Ф.;
Суусабболгъангоккала.
Кечерукова Б.; Сюрюучюджашбладжылан. Народная сказка; Орайда.
Народное сказание. Тенгиз тузлунекди? Народная сказка; Внеклассное чтение
Люблю тебя – Родина моя (2 ч)
ЧакъырадыКъартджурт. Узденов А.; Туугъанджерим. Хубиев Н.; Эресей, десенг. Кагиева Н.; Сибилнартла. Джаубаев
Х.; Дуниямбашланадыэлимден.
Акбаев А.; Къарачайёзен. Байчоров С.; Къарачайым. Байрамуков У.
Снег идёт, метелит (5 ч)
Къыш. Джылнычакълары. Магаяева – ГаппоеваА.;Скороговорки; Бармыдытюзлюк? Ёгюзблаэшек. Атасыбладжашы.
Народные сказки; Времена года. Стихи; Элдебиринчи ёлка. Баучуев А.;БузАкка. Байрамукова Ф.; Джангыджыл.
Семенов А.; Чынар чана. Лайпанов Р.; Къанатлылабизнишохларыбыздыла. Работа над картиной.
Что хорошо – что плохо (5 ч)
Адамлыкъ. Каракетов Ю.; Тилек. Семенов А.; Тириджашчыкъ. Чотчаев М.; Анам, кеч!
Аппаев Б.; Каска
блакъумурсха. Басня. (И. А. Крылов.) Биджиев А.; Балам, сеннгеаманатым. Боташева А.; Бёрючюк. Узденов Р.;
Насыб. Джулабов Ю.; НекаурудуАкъайчыкъ? Шидаков М.; Гырджын.
Байрамукова Ф.; Бешикджыр. Абайханов Н.; Ашыкъоюн. Лайпанов Б.; Хойнухоюн. Детские народные игры.

Народные праздники и обычаи (2 ч)
Сабийлеге. Биджиев И.; Сокъмакъ. Хубиев Н.; Агъаз. Батчаев М.; Усталыкъсайлау. Баучиев А.;Джылгырджын.
Адетленидерси. Салпагарова К.
Любящий работать – обаятельный (4 ч)
Чалкъыгъачыкъгъанкюн. Семенов И.;Загадки о труде. Пословицы. Атанысёзю. БатчаевМ.;Архызбашында. Байчоров
М.; Тирменчик. Ортабаева Т.;Некджашайма. Семенов И.;
Муратчыкъныдарманы. Байрамукова Х.; Ишнибагъасы. Народное;Мен – мен. Шаманова М.
Пришла весна на зелёном коне (7 ч)
Бу незатды? Семенов А.; Джаз. Каракетов Ю.; Шыбыла. Абайханов Н.;
Анам. Суюнчев А.;Эментерек. Тохчуков С.; Анангсеннгетеджейди. Гочияева С.; Гуду чакъынджик. Джулабов
Ю.;Гошаяхкъала. Кагиева Н.; Хорламлы май. Кечерукова Б.; Дуниягъа - тынчлыкъ. Акбаев А.; Генерал. Джулабов
Ю.; Къурчадам. Кубеков Б.; Тирменчи Тихон. Джазаев Б.; Аскер – АтаДжуртну
джакъчысы. Джулабов Ю.; Биркюнсыртда. Лайпанов С.; Атаджуртубузючюн. Богатырёв Х.
Устное народное творчество (2 ч) Джолоучулукъда. Сказка. Тюлкюбладжылан. Народная сказка.
Поэтические тетради.
Узденов А. (« Къобан», «ЧакъырадыКъартджурт»); Кечерукова Б. («Суусабболгъангоккала», «Ананыалгъышы»);
Семёнов И. («Анатилим», «Чалкъыгъачыкъгъанкюн», «Некджашайма»); Семёнов А. («Джангыджыл», «Тилек», «Бу
незатды?»); Мамчуева Д. («Анатилим»); Хубиев О. («Къач»); Байрамукова Ф. («Алтын бюртюк», «Къанатысыннганкъаз

бала», «Гырджын», «БузАкка»); Хубиев Н. («Туугъанджерим», «Сокъмакъ»); Джаубаев Х. («Сибилнартла»); Акбаев А.
(«Дуниямбашланадыэлимден», «Дуниягъатынчлыкъ»); Байчоров С.
(«Къарачайёзен»); Байрамуков У.(«Къарачайым»); Каракетов Ю.
(«Адамлыкъ», «Джаз»); Боташева А. («Балам, сеннгеаманатым»); Шидаков М.
(«некАурудуАкъайчыкъ?»); Абайханов Н. («Бешикджыр», «Шыбыла»);
Лайпанов Б. («Ашыкъоюн»);

Гаппоева А. («Къыш», «Джылнычакълары»);

Биджиев И. («Сабийлеге»); Байрамукова Х. («Муратчыкъныдарманы»); Суюнчев А. («Анам»); Тохчуков И.
(«Эментерек»); Гочияева С. («Анангсеннгетеджейди»); Аппаев Б. («Насыбдегенол не затды?»); Узденов
Р.(«Бёрючюк»).
Список литературы
Литература для учащихся:
Литературное чтение на родном языке 3 класс Авторы: (Казалиева А. К., Кечерукова М. З., Байрамукова Р. А.)
Пособия для учителя:
Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 –
11 классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А.,
Батчаева
А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И.,
Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И.

№

Тема урока

Кол.ч
ас.

Дата
План

1

Введение в литературу. Семёнов Исмаил «Анатилим»

1

2

ХапчаевСалых «Игиджолгьа»

1

3

Хубиев Осман «Кьач»

1

4

ДжулабовЮзегер «Алтынданбагьалызат»

1

5

Лайпанов Рашид «Кьачхычегетде»

1

6

ДжулабовЮзейр «Кегюрчюнблабудайбюртюкле»

1

7

Батчаев Мусса «Сюрюучюджашбладжылан»

1

8

«Люблю тебя, край мой родной».Узденов Альберт «ЧакъырадыКъартджурт»

1

9

Кагиева Н. «Эресейдесенг» Хубиев Н. «Туугъанджерим».

1

10

Байчоров Сослан «Кьарачайезен»

1

11

«Что такое хорошо? Что такое плохо?».Каракетов Юсуф «Адамлыкъ»

1

12

Чотчаев Магомет «Тириджшчыкь»

1

13

АппаевБилял «Анам кеч!»

1

Факт

14

И.А. Крылов. «Каска блаКьумурсха »

1

15

ДжулабовЮзегер «Насыб»

1

16

Шидаков Магомет «НекаурудуАкъайчыкъ».Байрамукова Фатима «Гырджын»

1

17

АбайхановНасу «Бешикджыр»

1

18

ГаппоеваАминат «Кьыш»

1

19

Устное народное творчество. Скороговорки

1

20

Магаяева-ГаппоеваАминат «Джылнычакьлары»

1

21

Байрамукова Ф. «Бузакка» Семенов Азрет «Джарнгыджыл»

1

22

Лайпанов Рашид «Чынар чана»

1

23

ДжулабовЮзеир Защитники отечества «Солдат»

1

24

СюйюнчевАзамат «Мама» «8-Мартха»

1

25

Салпагарова К. Обычаи и традиции. Семёнов И. Счастье
работать.«Чалкьычыкьгьачыкьгьанкюн.»

1

26

Развитие речи.Пословицы. Загадки.

1

27

Байчоров Магомет «Архыз башында»

1

28

ОртабаевТохтар «Тирменчик»

1

29

Семенланы И. «Некджашайма?» БайрамкуловаХалимат «Муратчыкьныдарманы.»

1

30

КаракетовЮсюф Весна пришла «Джаз»

1

31

Тахчуков Исмаил «Эментерек» КагиеваНазифа «Гошаяхкъала»

1

32

1 мая О.Хубиев Внеклассное чтение.

1

33

9 мая. КечеруковаБайдымыт «Ананыалгъышы»

1

34

Итоговый урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».