Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа По родному (русскому) языку________________________________ (название учебного предмета) для_____1 ___________________________________________класса Разработана учителем_____________________Салпагаровой Х.Х-М. (Ф.И.О., должность, категория) Срок реализации 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Родной язык в 1-ом классе Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и авторской программы согласно Образовательной системе «Школа 2100». Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку. Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы. Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной речи, моторику руки ребѐнка, подготовить к чтению и письму. Цель выделяет следующие задачи. Задачи: Обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки). Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове. Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв. Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления). Ведущим методом обучения является – слогофонемный. Обучение грамоте начинается с развития фонематического слуха детей, формирование Фонемной ориентировки в звуковой структуре слова, правильного обозначения звуков буквами и овладения процессом слогового чтения и постепенным переходом на чтение целыми словами. Требования к обязательному уровню подготовки учащихся. Знать: буквы и звуки; гласные ударные и безударные; согласные твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие. Уметь: выполнять фонетический анализ слов; делить слова на слоги и для переноса; разборчиво и аккуратно списывать текст из 45 слов, писать под диктовку текст 30-35 слов; читать по ролям, отвечать на вопросы, делить текст на части, пересказывать; определять главную мысль текста; различать слова: предметы, признаки предметов, действия предметов. составлять рассказ-повествование по сюжетной картине, наблюдениям; в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление; соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и срочных букв), правильно соединять буквы в словах. Планируемые результаты: Обучающиеся должны научиться: осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Получат возможность научиться: называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки конца предложения; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов; находить корень в группе доступных однокоренных слов; составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря». Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: – отличать текст от набора предложений, записанных как текст; – осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке; – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твѐрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; – определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твѐрдость или мягкость согласного звука); – обозначать мягкость согласных звуков на письме; – определять количество букв и звуков в слове; – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; – ставить пунктуационные знаки конца предложения; – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; – находить корень в группе доступных однокоренных слов. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса № Тема урока Кол-во часов Дата План 1. Инструктаж по технике безопасности. Речь – средство передачи мыслей и чувств. 1 2. Речь устная и письменная. 1 3. Мир звуков и знаков. «Как появились буквы» 1 4. Гласные и согласные звуки. Скороговорки. 1 Факт 5. Письменная речь. Рисунки. 1 6. Элементы букв. Рисунки. 1 7. Загадки. 1 8. Деление слов на слоги. 1 9. Ударение. 1 10. Речевая разминка. 1 11. «Улыбка – несловесное средство общения» 1 12. Особенности говорения. 1 13. Средства устного общения. 1 14 Речевая разминка. 1 15 Речевые отрезки и паузы. 1 16 Работа над развитием интонации. 1 17 Значение добрых слов. 1 18 Пословицы. Работа над пословицами. 1 19 Умение вести беседу. 1 20 Приветствие. Обращение. 1 21 Извинение. 1 22 Речевая разминка. 1 23 Перед тобой дорожные знаки. 1 24 Что мы знаем о правилах дорожного движения. 1 25 Знаки – символы и знаки – копии. 1 26 Символы фигур. 1 27 Символы цвета. 1 28 Языковые знаки. 1 29 Игра «Самый внимательный». 1 30 Учиться говорить и писать. 1 31 Речевая разминка. 1 32 Игра « В гостях у Незнайки». 1 33 Веселые стихи и загадки. 1 34 По дорогам сказок. В гостях у сказки. 1 35 Времена года. 1 36 Осенние месяцы. 1 37 Зимние месяцы. 1 38 Весенние месяцы. 1 39 Летние месяцы. 1 40 Игра «Кто больше составит слов?» 1 41 Мой класс и моя школа. 1 42 Что окружает нас дома? 1 43 Игра «Ситуация» 1 44 Почему звенит звонок? 1 45 Вежливая оценка. 1 46 Служба новостей. 1 47 Что такое информация? 1 48 Виды передачи информации. 1 49 Как путешествует письмо? 1 50 Зачем нам телефон и телевизор? 1 51 Письмо по памяти 1 52 Выделяем голосом важные слова. 1 53 Как писали в старину. 1 54 Дом в старину: что как называлось. 1 55 Во что одевались в старину? 1 56 Беседа с детьми о дружбе. 1 57 Мой класс и моя школа. 1 58 Этика. Этикет. Эстетика. 1 59 Речевая разминка. 1 60 Что окружает нас дома? 1 61 Почему звенит звонок? 1 62 Вежливая оценка. 1 63 Что такое Родина? 1 64 Что такое Родина? 1 65 Что мы знаем о народах России? 1 66 Запись слов в алфавитном порядке 1 67 Слово имеет значение прямое и переносное 1 68 Какие слова нужно писать с заглавной буквы? 1