Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
По родному (русскому) языку_____________________________________
(название учебного предмета)
для__________2___________________________________________класса
Разработана учителем_________________________Салпагаровой Х.Х-М
(Ф.И.О., должность, категория)
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Родной язык во 2-ом классе
Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс
родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую
практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и
старшем звене.
Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации
работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально
грамотной личности.
Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический,
синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение
разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков.
Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе:
1. развитие любви и интереса к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части
русской культуры;
2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим
собой;
3. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную
речь;
4. сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно,
точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы
Речь и культура общения
Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания,
а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование
вежливой речи.
Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность
слова, слова синонимы, слова антонимы.
Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном
значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем.
Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений.
Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения
текстов объединяет все направления речевой работы.
Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной
мысли, умение определять микротему, широкую, узкую.
А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики,
отрабатываются умения:
1. видеть орфограмму
2. графически обозначать орфограмму и условия выбора
3. находить и исправлять ошибки
4. вводить понятие орфограмма
Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора
предложений, озаглавливать текст и его части.
Продолжается знакомство с морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными
словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов.
Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием
вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса
№
Тема урока
Колво
часов
1.
Инструктаж по технике безопасности.
Речь устная и письменная (повторение).
1
2.
Как возникла наша письменность.
1
3.
Древние письмена.
1
4.
Наша речь и наш язык.
1
5.
В страну слов. Первые встречи.
1
6.
Чудесные превращения слов.
1
7.
Меня зовут фонема.
1
8.
Для всех ли фонем есть буквы.
1
9.
Поговорим обо всех приставках сразу.
1
10.
Память и грамотность.
1
11.
Слова – «родственники»
1
12.
Слова, уходящие и слова новички.
1
Дата
План
Факт
13.
Кто командует корнями?
1
14.
Предлоги.
1
15.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
16.
Что такое орфоэпия?
1
17.
Что такое культура речи?
1
18.
Что портит нашу речь?
1
19.
Загадки.
1
20.
Мир театра.
21.
Жанры. Былины, сказки, рассказы.
1
22.
Волшебные сказки: народные и литературные.
1
23.
Урок фантазии и сказок. Легко ли создавать сказки?
1
24.
Описание. Герои сказок.
1
25.
В мире приключений.
1
26.
Речевая разминка.
1
27.
«Улыбка – несловесное средство общения»
1
28.
День словаря
1
29.
Средства устного общения.
1
30.
Речевые отрезки и паузы.
1
31.
Работа над развитием интонации.
1
32.
Значение добрых слов. Формула вежливости.
1
33.
Пословицы. Работа над пословицами.
1
34.
Крылатые слова.
1
35.
Иностранные слова.
1
36.
Речевая разминка.
1
37.
Письмо по памяти.
1
38.
Что такое орфографическое правило, орфограмма.
1
39.
Развитие умения писать слова собственные.
1
40.
Слово о словарях. Работа над правильным произнесением трудных
слов из словаря.
Предложение.
1
41.
1
42.
Знаки препинания в конце предложения.
1
43.
Текст. Типы текстов.
1
44.
Яркие признаки текста.
1
45.
Государственные символы России.
1
46.
Запрет – строгий и мягкий.
1
47.
Рассуждение с детьми о дружбе.
1
48.
Умение вести беседу.
1
49.
Русские писатели.
1
50.
Описание предмета по энциклопедии и по внешним признакам
1
51.
Рассказ.
1
52.
Масленица.
1
53.
54.
Развитие речи
Составление поздравительной открытки.
Знаки вокруг нас.
1
55.
Состав слова. Значение знаков в составе слова.
1
56.
Помогает ли ударение различать слова?
1
57.
Перед тобой дорожные знаки.
1
58.
Что такое информация?
1
59.
Служба новостей.
1
60.
Символы фигур.
1
61.
Символы цвета.
1
62.
Языковые знаки.
1
63.
Лексика.
1
64.
Учимся вести диалог.
1
65.
Учитесь выразительно читать.
1
66.
Составление текста на спортивную тему.
1
67.
Для чего нужны синонимы?
1
68.
Для чего нужны антонимы?
1
69.
Фразеологизмы в нашей жизни.
1
70.
Одеть или надеть? Положить или класть?
1
71.
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворениях.
1
72.
Жаргонизмы
1
73.
Устаревшие слова
1
74.
Заимствованные слова
1
75.
Текст. Рассуждение – объяснение.
1
76.
Текст. Рассуждение – доказательство.
1
77.
Создаем текст-инструкцию «Как изготовить ѐлочную игрушку».
1
78.
Урок Доброты.
1
79.
Стихотворение. Рифма.
1
80.
День Конституции Российской Федерации.
1
81.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
82.
Жаргонизмы
1
83.
Тематические группы слов (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
1
84.
Имена прилагательные в русских народных сказках
1
85.
1
86.
Проверим себя и оценим свои достижения. Глаголы в
былинах.
Имена числительные вокруг нас
87.
Ты и вежливое Вы.
1
88.
Искусственные языки и их создатели
1
89.
Виды речи
1
90.
Роль языка в обществе
1
91.
Научная этимология.
1
92.
Какие бывают имена. Древнерусские имена.
1
93.
Книга - твой друг! Берегите книгу!
1
94.
Этика. Этикет. Эстетика.
1
95.
« Где? Что? Как? Почему?». Рассказы – загадки про зверей и птиц.
1
96.
Творцы книг. Рассказы о художниках – иллюстраторах книг.
1
97.
Речевая разминка.
1
1
98.
Что такое орфоэпия?
1
99.
Занимательная орфография
1
100.
6
Секреты орфографии
1
101.
6
Обобщение. В мире родного языка. КВН
1
102.
7
Итоговый урок.
1