Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа По родному (русскому) языку_____________________________________ (название учебного предмета) для__________2___________________________________________класса Разработана учителем_________________________Салпагаровой Х.Х-М (Ф.И.О., должность, категория) Срок реализации 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Родной язык во 2-ом классе Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене. Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально грамотной личности. Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков. Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе: 1. развитие любви и интереса к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры; 2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой; 3. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь; 4. сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Содержание работы Речь и культура общения Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование вежливой речи. Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность слова, слова синонимы, слова антонимы. Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем. Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений. Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения текстов объединяет все направления речевой работы. Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной мысли, умение определять микротему, широкую, узкую. А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, отрабатываются умения: 1. видеть орфограмму 2. графически обозначать орфограмму и условия выбора 3. находить и исправлять ошибки 4. вводить понятие орфограмма Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и его части. Продолжается знакомство с морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов. Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса № Тема урока Колво часов 1. Инструктаж по технике безопасности. Речь устная и письменная (повторение). 1 2. Как возникла наша письменность. 1 3. Древние письмена. 1 4. Наша речь и наш язык. 1 5. В страну слов. Первые встречи. 1 6. Чудесные превращения слов. 1 7. Меня зовут фонема. 1 8. Для всех ли фонем есть буквы. 1 9. Поговорим обо всех приставках сразу. 1 10. Память и грамотность. 1 11. Слова – «родственники» 1 12. Слова, уходящие и слова новички. 1 Дата План Факт 13. Кто командует корнями? 1 14. Предлоги. 1 15. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. 1 16. Что такое орфоэпия? 1 17. Что такое культура речи? 1 18. Что портит нашу речь? 1 19. Загадки. 1 20. Мир театра. 21. Жанры. Былины, сказки, рассказы. 1 22. Волшебные сказки: народные и литературные. 1 23. Урок фантазии и сказок. Легко ли создавать сказки? 1 24. Описание. Герои сказок. 1 25. В мире приключений. 1 26. Речевая разминка. 1 27. «Улыбка – несловесное средство общения» 1 28. День словаря 1 29. Средства устного общения. 1 30. Речевые отрезки и паузы. 1 31. Работа над развитием интонации. 1 32. Значение добрых слов. Формула вежливости. 1 33. Пословицы. Работа над пословицами. 1 34. Крылатые слова. 1 35. Иностранные слова. 1 36. Речевая разминка. 1 37. Письмо по памяти. 1 38. Что такое орфографическое правило, орфограмма. 1 39. Развитие умения писать слова собственные. 1 40. Слово о словарях. Работа над правильным произнесением трудных слов из словаря. Предложение. 1 41. 1 42. Знаки препинания в конце предложения. 1 43. Текст. Типы текстов. 1 44. Яркие признаки текста. 1 45. Государственные символы России. 1 46. Запрет – строгий и мягкий. 1 47. Рассуждение с детьми о дружбе. 1 48. Умение вести беседу. 1 49. Русские писатели. 1 50. Описание предмета по энциклопедии и по внешним признакам 1 51. Рассказ. 1 52. Масленица. 1 53. 54. Развитие речи Составление поздравительной открытки. Знаки вокруг нас. 1 55. Состав слова. Значение знаков в составе слова. 1 56. Помогает ли ударение различать слова? 1 57. Перед тобой дорожные знаки. 1 58. Что такое информация? 1 59. Служба новостей. 1 60. Символы фигур. 1 61. Символы цвета. 1 62. Языковые знаки. 1 63. Лексика. 1 64. Учимся вести диалог. 1 65. Учитесь выразительно читать. 1 66. Составление текста на спортивную тему. 1 67. Для чего нужны синонимы? 1 68. Для чего нужны антонимы? 1 69. Фразеологизмы в нашей жизни. 1 70. Одеть или надеть? Положить или класть? 1 71. Неповторимый красочный образ Родины в стихотворениях. 1 72. Жаргонизмы 1 73. Устаревшие слова 1 74. Заимствованные слова 1 75. Текст. Рассуждение – объяснение. 1 76. Текст. Рассуждение – доказательство. 1 77. Создаем текст-инструкцию «Как изготовить ѐлочную игрушку». 1 78. Урок Доброты. 1 79. Стихотворение. Рифма. 1 80. День Конституции Российской Федерации. 1 81. Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 82. Жаргонизмы 1 83. Тематические группы слов (имя существительное, имя прилагательное, глагол) 1 84. Имена прилагательные в русских народных сказках 1 85. 1 86. Проверим себя и оценим свои достижения. Глаголы в былинах. Имена числительные вокруг нас 87. Ты и вежливое Вы. 1 88. Искусственные языки и их создатели 1 89. Виды речи 1 90. Роль языка в обществе 1 91. Научная этимология. 1 92. Какие бывают имена. Древнерусские имена. 1 93. Книга - твой друг! Берегите книгу! 1 94. Этика. Этикет. Эстетика. 1 95. « Где? Что? Как? Почему?». Рассказы – загадки про зверей и птиц. 1 96. Творцы книг. Рассказы о художниках – иллюстраторах книг. 1 97. Речевая разминка. 1 1 98. Что такое орфоэпия? 1 99. Занимательная орфография 1 100. 6 Секреты орфографии 1 101. 6 Обобщение. В мире родного языка. КВН 1 102. 7 Итоговый урок. 1