Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
По родному (русскому) языку________________________________
(название учебного предмета)
для_____3___________________________________________класса
Разработана учителем_____________________Салпагаровой Х.Х-М.
(Ф.И.О., должность, категория)
Срок реализации 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер
воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная
активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного
языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и
письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема
используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной (русский) язык и литература даѐт возможность младшему
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем Родной (русский) язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно
выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)
ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу,
оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На
уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые
существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации)
даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого
опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие,
продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку
они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и
развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в
соответствии с изученными правилами.
II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и
физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми
атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден
и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным;
осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как
вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине,
своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих
поколений.
IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом
требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся
мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями
сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность
слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
«готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств
представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, родной (русский) язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
3-й класс
На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных
учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),
извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или
различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео
– ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных
и практических задач» и т.д.;
На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач».
Предметными результатами является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного,
вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Результаты изучения предмета родного (русского) языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при
освоении ими программы обучения риторике в каждом класс
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 3 класса
№
Тема урока
Колво
часов
1
1.
Инструктаж по технике безопасности.
Чудесный мир классики
2.
Малые жанры фольклора.
1
3.
Пословицы и поговорки
1
4.
Итоговый урок по фольклору
1
5.
1
6.
Внеклассное чтение.
Весѐлые рассказы о школе.
Загадки
7.
Сказки как вид народной прозы
1
8.
1
9.
Обсуждение сюжета и героев произведения Л.Пантелеева «Честное
слово»
Жанры. Былины, сказки, рассказы.
10.
Жанры. Былины, сказки, рассказы.
1
1
1
Дата
План
Факт
11.
Урок фантазии и сказок
1
12.
Значение добрых слов
1
13.
Значение добрых слов
1
14.
Речевая разминка
1
15.
Слово, предложение, текст
1
16.
Состав слова
1
17.
Звуки и буквы. Слог. Ударение.
1
18.
Как связать предложения в тексте
1
19.
Работа над развитием интонации
1
20.
Всегда ли мы читаем одинаково?
21.
Пословицы. Работа над пословицами
1
22.
Волшебные сказки: народные и литературные.
1
23.
Речевая разминка
1
24.
О правилах дорожного движения
1
25.
Книга – твой друг! Береги книгу!
1
26.
Государственные символы России
1
27.
Работа над правильным произношением трудных слов из словаря
1
28.
Что такое текст? Признаки текста
1
29.
Абзацные отступы
1
30.
Матрѐшка – символ России
1
31.
Берѐза – символ России
1
32.
Речевая разминка
1
33.
Мифы и мифология
1
34.
Календарные мифы
1
35.
1
38.
Календарные мифы.
Масленица
Внеклассное чтение
Басни Крылова
Стихи и проза
Ритм, рифма
Всегда ли мы читаем одинаково.
39.
Диалог
1
40.
Монолог
1
41.
Как вести беседу?
1
36.
37.
1
1
1
42.
Ознакомительное и изучающее чтение
1
43.
Речь. Для чего нужна людям речь?
1
44.
Устная речь
1
45.
Письменная речь. Сравнение
1
46.
Как вести беседу?
1
47.
Взаимосвязь видов речевой деятельности
1
48.
Рассуждения о дружбе
1
49.
Стихи о дружбе
1
50.
Текст. Рассуждение - объяснение
1
51.
Текст. Рассуждение - доказательство
1
52.
Аргументы
1
53.
Использование факторов в доказательстве чего-либо
54.
Упражнения по нахождению тезисов и аргументов в тексте
1
55.
Тактичность в речи
1
56.
Речевые ошибки
1
57.
Масленица
1
58.
Вступление и заключение
1
59.
Сочинение-рассуждение: «Легко ли это не лгать никогда?»
1
60.
Времена года
1
61.
Этика. Этикет. Эстетика
1
62.
Перестроение текста
1
63.
Перемещение вывода в начало
1
64.
Словарная статья
1
65.
Упражнение на употребление слов в различных частях текста
1
66.
Суффиксы – большие молодцы
1
67.
Волшебный клубок орфограмм
1
68.
Конкурс знатоков русского языка
1
69.
Имя существительное
1
70.
Имя существительное. Трудности в написании
1
71.
Происхождение названий русских падежей
1
72.
Происхождение названий русских падежей
1
73.
Не жалею, не зову, не плачу.
1
74.
Проверь себя (тест)
1
75.
Азбука вежливых слов
1
76.
Секреты одной буквы. Логогриф
1
77.
Тайна фонемы
1
78.
Коварные словарные слова
1
79.
Меткость народного слова
1
80.
Работа над проектом: «Родственники ли эти слова?»
1
81.
Транскрипция
1
82.
Словообразовательные цепочки
1
83.
Словообразовательное «древо»
1
84.
Странные корни.
1
85.
Слова с двумя-тремя приставками.
1
86.
В мире суффиксов
1
87.
Композиция речи.
1
88.
Тактическое занятие «В мастерской слова».
1
89.
Виды передачи информации. Факты, события и отношения к ним
1
90.
Информационная заметка
1
91.
1
92.
Урок практикум.
«Деловой этикет»
Синонимы – богатство русского языка
93.
Урок практикум «Словарный запас»
1
94.
Стили речи
1
95.
Секреты речи и текста
1
96.
Что такое информация?
1
97.
Виды передачи информации
1
98.
Словарная статья.
1
99.
Сказки как вид народной прозы.
1
1
100.
6
Рассказ.
1
101.
6
Условные обозначения в рассказе.
1
102.
7
Итоговый урок.
1