родной(русский) язык 3 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
По родному (русскому) языку________________________________
(название учебного предмета)

для_____3___________________________________________класса
Разработана учителем_____________________Салпагаровой Х.Х-М.
(Ф.И.О., должность, категория)

Срок реализации 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер
воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная
активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного
языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
 овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических

словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
 освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и
письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема
используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной (русский) язык и литература даѐт возможность младшему
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем Родной (русский) язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно
выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о
 сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)
ситуации;
 компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу,
оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о
 тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
 типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
 речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На
уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые

существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации)
даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого
опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие,
продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку
они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и
развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в
соответствии с изученными правилами.

II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и
физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми
атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден
и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным;
осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как
вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине,
своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих
поколений.
IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом
требований к результатам обучения учащихся:
 на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся
мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей» и т.д.;
 на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями
сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность
слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
«готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств
представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

 на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, родной (русский) язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
3-й класс
На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений:
 оценивать свою вежливость;
 определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
 осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;
 осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
 понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных
учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),
извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или
различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео
– ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных
и практических задач» и т.д.;
На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач».
Предметными результатами является формирование следующих умений:
 приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
 отличать подготовленную и неподготовленную речь;
 знать особенности неподготовленной речи;
 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
 знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
 реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
 знать особенности диалога и монолога;
 анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
 использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
 знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного,
вставка и т.д.);
 пользоваться основными способами правки текста.

Результаты изучения предмета родного (русского) языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при
освоении ими программы обучения риторике в каждом класс
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 3 класса
№

Тема урока

Колво
часов
1

1.

Инструктаж по технике безопасности.
Чудесный мир классики

2.

Малые жанры фольклора.

1

3.

Пословицы и поговорки

1

4.

Итоговый урок по фольклору

1

5.

1

6.

Внеклассное чтение.
Весѐлые рассказы о школе.
Загадки

7.

Сказки как вид народной прозы

1

8.

1

9.

Обсуждение сюжета и героев произведения Л.Пантелеева «Честное
слово»
Жанры. Былины, сказки, рассказы.

10.

Жанры. Былины, сказки, рассказы.

1

1

1

Дата
План

Факт

11.

Урок фантазии и сказок

1

12.

Значение добрых слов

1

13.

Значение добрых слов

1

14.

Речевая разминка

1

15.

Слово, предложение, текст

1

16.

Состав слова

1

17.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

1

18.

Как связать предложения в тексте

1

19.

Работа над развитием интонации

1

20.

Всегда ли мы читаем одинаково?

21.

Пословицы. Работа над пословицами

1

22.

Волшебные сказки: народные и литературные.

1

23.

Речевая разминка

1

24.

О правилах дорожного движения

1

25.

Книга – твой друг! Береги книгу!

1

26.

Государственные символы России

1

27.

Работа над правильным произношением трудных слов из словаря

1

28.

Что такое текст? Признаки текста

1

29.

Абзацные отступы

1

30.

Матрѐшка – символ России

1

31.

Берѐза – символ России

1

32.

Речевая разминка

1

33.

Мифы и мифология

1

34.

Календарные мифы

1

35.

1

38.

Календарные мифы.
Масленица
Внеклассное чтение
Басни Крылова
Стихи и проза
Ритм, рифма
Всегда ли мы читаем одинаково.

39.

Диалог

1

40.

Монолог

1

41.

Как вести беседу?

1

36.
37.

1
1
1

42.

Ознакомительное и изучающее чтение

1

43.

Речь. Для чего нужна людям речь?

1

44.

Устная речь

1

45.

Письменная речь. Сравнение

1

46.

Как вести беседу?

1

47.

Взаимосвязь видов речевой деятельности

1

48.

Рассуждения о дружбе

1

49.

Стихи о дружбе

1

50.

Текст. Рассуждение - объяснение

1

51.

Текст. Рассуждение - доказательство

1

52.

Аргументы

1

53.

Использование факторов в доказательстве чего-либо

54.

Упражнения по нахождению тезисов и аргументов в тексте

1

55.

Тактичность в речи

1

56.

Речевые ошибки

1

57.

Масленица

1

58.

Вступление и заключение

1

59.

Сочинение-рассуждение: «Легко ли это не лгать никогда?»

1

60.

Времена года

1

61.

Этика. Этикет. Эстетика

1

62.

Перестроение текста

1

63.

Перемещение вывода в начало

1

64.

Словарная статья

1

65.

Упражнение на употребление слов в различных частях текста

1

66.

Суффиксы – большие молодцы

1

67.

Волшебный клубок орфограмм

1

68.

Конкурс знатоков русского языка

1

69.

Имя существительное

1

70.

Имя существительное. Трудности в написании

1

71.

Происхождение названий русских падежей

1

72.

Происхождение названий русских падежей

1

73.

Не жалею, не зову, не плачу.

1

74.

Проверь себя (тест)

1

75.

Азбука вежливых слов

1

76.

Секреты одной буквы. Логогриф

1

77.

Тайна фонемы

1

78.

Коварные словарные слова

1

79.

Меткость народного слова

1

80.

Работа над проектом: «Родственники ли эти слова?»

1

81.

Транскрипция

1

82.

Словообразовательные цепочки

1

83.

Словообразовательное «древо»

1

84.

Странные корни.

1

85.

Слова с двумя-тремя приставками.

1

86.

В мире суффиксов

1

87.

Композиция речи.

1

88.

Тактическое занятие «В мастерской слова».

1

89.

Виды передачи информации. Факты, события и отношения к ним

1

90.

Информационная заметка

1

91.

1

92.

Урок практикум.
«Деловой этикет»
Синонимы – богатство русского языка

93.

Урок практикум «Словарный запас»

1

94.

Стили речи

1

95.

Секреты речи и текста

1

96.

Что такое информация?

1

97.

Виды передачи информации

1

98.

Словарная статья.

1

99.

Сказки как вид народной прозы.

1

1

100.

6

Рассказ.

1

101.

6

Условные обозначения в рассказе.

1

102.

7

Итоговый урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».