Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа По родному (русскому) языку________________________________ (название учебного предмета) для_____3___________________________________________класса Разработана учителем_____________________Салпагаровой Х.Х-М. (Ф.И.О., должность, категория) Срок реализации 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной (русский) язык и литература даѐт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем Родной (русский) язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.; на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.; на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д. Таким образом, родной (русский) язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. 3-й класс На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений: оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных учебных действий: формулировать тему урока после предварительного обсуждения; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.; На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Предметными результатами является формирование следующих умений: приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); пользоваться основными способами правки текста. Результаты изучения предмета родного (русского) языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом класс Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 3 класса № Тема урока Колво часов 1 1. Инструктаж по технике безопасности. Чудесный мир классики 2. Малые жанры фольклора. 1 3. Пословицы и поговорки 1 4. Итоговый урок по фольклору 1 5. 1 6. Внеклассное чтение. Весѐлые рассказы о школе. Загадки 7. Сказки как вид народной прозы 1 8. 1 9. Обсуждение сюжета и героев произведения Л.Пантелеева «Честное слово» Жанры. Былины, сказки, рассказы. 10. Жанры. Былины, сказки, рассказы. 1 1 1 Дата План Факт 11. Урок фантазии и сказок 1 12. Значение добрых слов 1 13. Значение добрых слов 1 14. Речевая разминка 1 15. Слово, предложение, текст 1 16. Состав слова 1 17. Звуки и буквы. Слог. Ударение. 1 18. Как связать предложения в тексте 1 19. Работа над развитием интонации 1 20. Всегда ли мы читаем одинаково? 21. Пословицы. Работа над пословицами 1 22. Волшебные сказки: народные и литературные. 1 23. Речевая разминка 1 24. О правилах дорожного движения 1 25. Книга – твой друг! Береги книгу! 1 26. Государственные символы России 1 27. Работа над правильным произношением трудных слов из словаря 1 28. Что такое текст? Признаки текста 1 29. Абзацные отступы 1 30. Матрѐшка – символ России 1 31. Берѐза – символ России 1 32. Речевая разминка 1 33. Мифы и мифология 1 34. Календарные мифы 1 35. 1 38. Календарные мифы. Масленица Внеклассное чтение Басни Крылова Стихи и проза Ритм, рифма Всегда ли мы читаем одинаково. 39. Диалог 1 40. Монолог 1 41. Как вести беседу? 1 36. 37. 1 1 1 42. Ознакомительное и изучающее чтение 1 43. Речь. Для чего нужна людям речь? 1 44. Устная речь 1 45. Письменная речь. Сравнение 1 46. Как вести беседу? 1 47. Взаимосвязь видов речевой деятельности 1 48. Рассуждения о дружбе 1 49. Стихи о дружбе 1 50. Текст. Рассуждение - объяснение 1 51. Текст. Рассуждение - доказательство 1 52. Аргументы 1 53. Использование факторов в доказательстве чего-либо 54. Упражнения по нахождению тезисов и аргументов в тексте 1 55. Тактичность в речи 1 56. Речевые ошибки 1 57. Масленица 1 58. Вступление и заключение 1 59. Сочинение-рассуждение: «Легко ли это не лгать никогда?» 1 60. Времена года 1 61. Этика. Этикет. Эстетика 1 62. Перестроение текста 1 63. Перемещение вывода в начало 1 64. Словарная статья 1 65. Упражнение на употребление слов в различных частях текста 1 66. Суффиксы – большие молодцы 1 67. Волшебный клубок орфограмм 1 68. Конкурс знатоков русского языка 1 69. Имя существительное 1 70. Имя существительное. Трудности в написании 1 71. Происхождение названий русских падежей 1 72. Происхождение названий русских падежей 1 73. Не жалею, не зову, не плачу. 1 74. Проверь себя (тест) 1 75. Азбука вежливых слов 1 76. Секреты одной буквы. Логогриф 1 77. Тайна фонемы 1 78. Коварные словарные слова 1 79. Меткость народного слова 1 80. Работа над проектом: «Родственники ли эти слова?» 1 81. Транскрипция 1 82. Словообразовательные цепочки 1 83. Словообразовательное «древо» 1 84. Странные корни. 1 85. Слова с двумя-тремя приставками. 1 86. В мире суффиксов 1 87. Композиция речи. 1 88. Тактическое занятие «В мастерской слова». 1 89. Виды передачи информации. Факты, события и отношения к ним 1 90. Информационная заметка 1 91. 1 92. Урок практикум. «Деловой этикет» Синонимы – богатство русского языка 93. Урок практикум «Словарный запас» 1 94. Стили речи 1 95. Секреты речи и текста 1 96. Что такое информация? 1 97. Виды передачи информации 1 98. Словарная статья. 1 99. Сказки как вид народной прозы. 1 1 100. 6 Рассказ. 1 101. 6 Условные обозначения в рассказе. 1 102. 7 Итоговый урок. 1