Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
По родному (русскому) языку_____________________________________
(название учебного предмета)
для__________4 __________________________________________класса
Разработана учителем_________________________Салпагаровой Х.Х-М.
(Ф.И.О., должность, категория)
Срок реализации 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер
воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной
язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная
активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного языка в начальной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного
языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и
письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема
используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной язык и литература даѐт возможность младшему школьнику
познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать
важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем Родной язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно выделить два
смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)
ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу,
оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На
уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые
существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации)
даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого
опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие,
продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку
они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и
развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в
соответствии с изученными правилами.
II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения родному языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и
физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми
атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден
и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным;
осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как
вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине,
своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих
поколений.
IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом
требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся
мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями
сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность
слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
«готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств
представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, родной язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые
ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
4-й класс
На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных
учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),
извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или
различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео
– ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных
и практических задач» и т.д.;
На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач».
Предметными результатами является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного,
вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Результаты изучения предмета родного языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при освоении ими
программы обучения риторике в каждом классе.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса
№
Тема урока
Колво
часов
1
Инструктаж по технике безопасности.
«Чудесный мир классики»
1
2
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
1
3
Итоговый урок по фольклору.
1
4
Внеклассное чтение. Веселые рассказы о школе.
1
5
Загадки.
1
6
Сказки как вид народной прозы.
1
Дата
План
Факт
7
Жанры. Былины, сказки, рассказы.
1
8
Урок фантазии и сказок. Легко ли создавать сказки?
1
9
Значение добрых слов.
1
10
Речевая разминка.
1
11
Слово, предложение, текст.
1
12
Состав слова.
1
13
Звуки и буквы. Слог. Ударение.
1
14
Как связать предложения в тексте.
1
15
Что такое текст? Признаки текста.
1
16
Работа над правильным произношением трудных слов из словаря.
1
17
О правилах дорожного движения.
1
18
Книга - твой друг! Береги книгу!
1
19
Государственные символы России.
1
20
Экскурсия по старому городу.
1
21
Русский народный костюм.
1
22
Проектное задание «Русский народный костюм».
1
23
Стихотворения русских писателей.
1
24
Матрешка – символ России.
1
25
Береза – символ России.
1
26
Слово о словарях.
1
27
День Конституции Российской Федерации.
1
28
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа.
1
29
Мифы и мифология.
1
30
Мифы древней Греции.
1
31
Внеклассное чтение. Басни Крылова.
1
32
Стихи и проза. Ритм, рифма.
1
33
Диалог.
1
34
Монолог.
1
35
Как вести беседу?
1
36
Речь. Для чего нужна людям речь?
1
37
Устная речь.
1
38
Письменная речь. Сравнение.
1
39
Рассуждения детьми о дружбе.
1
40
Стихи о дружбе.
1
41
Олицетворение
1
42
«Тайны эпитета»
1
43
Речевые ошибки.
1
44
Мир театра.
1
45
Масленица.
1
46
Времена года.
1
47
Этика. Этикет. Эстетика.
1
48
Одеть или надеть? Положить или класть?
1
49
Учитесь выразительно читать.
1
50
Хорошие манеры.
1
51
Рассказ.
1
52
Синонимы, омонимы, антонимы.
1
53
Искусство общения.
1
54
Служба новостей.
1
55
Адаптация – что это?
1
56
Крылатые слова.
1
57
Иностранные слова.
1
58
Метафора
1
59
Рассказ, повесть, роман.
1
60
Газета. Моя статья.
1
61
Хроника, заметки, репортаж.
1
62
Сюжет и фабула.
1
63
Что такое информация?
1
64
Виды информационных жанров.
1
65
Речевая разминка.
1
66
Эпические произведения, их своеобразие.
1
67
Конкурс реклам с рисунками.
1
68
Итоговый урок.
1