Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа По родному (русскому) языку_____________________________________ (название учебного предмета) для__________4 __________________________________________класса Разработана учителем_________________________Салпагаровой Х.Х-М. (Ф.И.О., должность, категория) Срок реализации 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Целями изучения родного языка в начальной школе являются: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной язык и литература даѐт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем Родной язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Одним из результатов обучения родному языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.; на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.; на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д. Таким образом, родной язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. 4-й класс На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений: оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных учебных действий: формулировать тему урока после предварительного обсуждения; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.; На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Предметными результатами является формирование следующих умений: приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); пользоваться основными способами правки текста. Результаты изучения предмета родного языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса № Тема урока Колво часов 1 Инструктаж по технике безопасности. «Чудесный мир классики» 1 2 Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. 1 3 Итоговый урок по фольклору. 1 4 Внеклассное чтение. Веселые рассказы о школе. 1 5 Загадки. 1 6 Сказки как вид народной прозы. 1 Дата План Факт 7 Жанры. Былины, сказки, рассказы. 1 8 Урок фантазии и сказок. Легко ли создавать сказки? 1 9 Значение добрых слов. 1 10 Речевая разминка. 1 11 Слово, предложение, текст. 1 12 Состав слова. 1 13 Звуки и буквы. Слог. Ударение. 1 14 Как связать предложения в тексте. 1 15 Что такое текст? Признаки текста. 1 16 Работа над правильным произношением трудных слов из словаря. 1 17 О правилах дорожного движения. 1 18 Книга - твой друг! Береги книгу! 1 19 Государственные символы России. 1 20 Экскурсия по старому городу. 1 21 Русский народный костюм. 1 22 Проектное задание «Русский народный костюм». 1 23 Стихотворения русских писателей. 1 24 Матрешка – символ России. 1 25 Береза – символ России. 1 26 Слово о словарях. 1 27 День Конституции Российской Федерации. 1 28 Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. 1 29 Мифы и мифология. 1 30 Мифы древней Греции. 1 31 Внеклассное чтение. Басни Крылова. 1 32 Стихи и проза. Ритм, рифма. 1 33 Диалог. 1 34 Монолог. 1 35 Как вести беседу? 1 36 Речь. Для чего нужна людям речь? 1 37 Устная речь. 1 38 Письменная речь. Сравнение. 1 39 Рассуждения детьми о дружбе. 1 40 Стихи о дружбе. 1 41 Олицетворение 1 42 «Тайны эпитета» 1 43 Речевые ошибки. 1 44 Мир театра. 1 45 Масленица. 1 46 Времена года. 1 47 Этика. Этикет. Эстетика. 1 48 Одеть или надеть? Положить или класть? 1 49 Учитесь выразительно читать. 1 50 Хорошие манеры. 1 51 Рассказ. 1 52 Синонимы, омонимы, антонимы. 1 53 Искусство общения. 1 54 Служба новостей. 1 55 Адаптация – что это? 1 56 Крылатые слова. 1 57 Иностранные слова. 1 58 Метафора 1 59 Рассказ, повесть, роман. 1 60 Газета. Моя статья. 1 61 Хроника, заметки, репортаж. 1 62 Сюжет и фабула. 1 63 Что такое информация? 1 64 Виды информационных жанров. 1 65 Речевая разминка. 1 66 Эпические произведения, их своеобразие. 1 67 Конкурс реклам с рисунками. 1 68 Итоговый урок. 1