родной(русский) язык 4 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
По родному (русскому) языку_____________________________________
(название учебного предмета)

для__________4 __________________________________________класса
Разработана учителем_________________________Салпагаровой Х.Х-М.
(Ф.И.О., должность, категория)

Срок реализации 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер
воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной
язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная
активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного языка в начальной школе являются:
 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного
языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
 овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
 освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и
письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема
используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной язык и литература даѐт возможность младшему школьнику
познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать
важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем Родной язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно выделить два
смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о
 сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)
ситуации;
 компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу,
оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о
 тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
 типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

 речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. На
уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые
существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации)
даѐт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого
опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие,
продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку
они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и
развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в
соответствии с изученными правилами.

II. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения родному языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и
физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми

атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден
и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным;
осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как
вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине,
своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих
поколений.
IIIЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом
требований к результатам обучения учащихся:
 на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся
мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей» и т.д.;
 на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями
сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность
слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
«готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств
представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
 на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, родной язык и литература, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые
ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
4-й класс
На уровне личностных результатов изучения данного предмета является формирование следующих умений:
 оценивать свою вежливость;
 определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
 осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;
 осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
 понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
На уровне метапредметных результатов изучения предмета является формирование следующих универсальных
учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),
извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или

различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео
– ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных
и практических задач» и т.д.;
На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач».
Предметными результатами является формирование следующих умений:
 приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
 отличать подготовленную и неподготовленную речь;
 знать особенности неподготовленной речи;
 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
 знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
 реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
 знать особенности диалога и монолога;
 анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;




использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного,
вставка и т.д.);
 пользоваться основными способами правки текста.
Результаты изучения предмета родного языка и литературы достигаются учащимися постепенно, при освоении ими
программы обучения риторике в каждом классе.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса
№

Тема урока

Колво
часов

1

Инструктаж по технике безопасности.
«Чудесный мир классики»

1

2

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

3

Итоговый урок по фольклору.

1

4

Внеклассное чтение. Веселые рассказы о школе.

1

5

Загадки.

1

6

Сказки как вид народной прозы.

1

Дата
План

Факт

7

Жанры. Былины, сказки, рассказы.

1

8

Урок фантазии и сказок. Легко ли создавать сказки?

1

9

Значение добрых слов.

1

10

Речевая разминка.

1

11

Слово, предложение, текст.

1

12

Состав слова.

1

13

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

1

14

Как связать предложения в тексте.

1

15

Что такое текст? Признаки текста.

1

16

Работа над правильным произношением трудных слов из словаря.

1

17

О правилах дорожного движения.

1

18

Книга - твой друг! Береги книгу!

1

19

Государственные символы России.

1

20

Экскурсия по старому городу.

1

21

Русский народный костюм.

1

22

Проектное задание «Русский народный костюм».

1

23

Стихотворения русских писателей.

1

24

Матрешка – символ России.

1

25

Береза – символ России.

1

26

Слово о словарях.

1

27

День Конституции Российской Федерации.

1

28

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа.

1

29

Мифы и мифология.

1

30

Мифы древней Греции.

1

31

Внеклассное чтение. Басни Крылова.

1

32

Стихи и проза. Ритм, рифма.

1

33

Диалог.

1

34

Монолог.

1

35

Как вести беседу?

1

36

Речь. Для чего нужна людям речь?

1

37

Устная речь.

1

38

Письменная речь. Сравнение.

1

39

Рассуждения детьми о дружбе.

1

40

Стихи о дружбе.

1

41

Олицетворение

1

42

«Тайны эпитета»

1

43

Речевые ошибки.

1

44

Мир театра.

1

45

Масленица.

1

46

Времена года.

1

47

Этика. Этикет. Эстетика.

1

48

Одеть или надеть? Положить или класть?

1

49

Учитесь выразительно читать.

1

50

Хорошие манеры.

1

51

Рассказ.

1

52

Синонимы, омонимы, антонимы.

1

53

Искусство общения.

1

54

Служба новостей.

1

55

Адаптация – что это?

1

56

Крылатые слова.

1

57

Иностранные слова.

1

58

Метафора

1

59

Рассказ, повесть, роман.

1

60

Газета. Моя статья.

1

61

Хроника, заметки, репортаж.

1

62

Сюжет и фабула.

1

63

Что такое информация?

1

64

Виды информационных жанров.

1

65

Речевая разминка.

1

66

Эпические произведения, их своеобразие.

1

67

Конкурс реклам с рисунками.

1

68

Итоговый урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».