Утверждаю ПРИНЯТА решением педагогического совета Приказ № 166/б от 01.09.2022 г. Протокол № 1 от 30.08. 2022 г. Директор МБОУ «Лицей №7 г. Усть-Джегуты» __________________________/З.М.Чомаева/ Рабочая программа по биологии индивидуальное обучение для 7 класса Срок реализации -2022-2023 учебный год Разработана учителем химии и биологии Салпагаровой Н.Х-М. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по биологии для 7 класса составлена на основе следующих документов: - Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016г. №38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования. Утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253; - Основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»; - Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно- методического комплекса авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был государственный образовательный стандарт принят новый общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 7 классе: Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять производить достоверность. поиск возможные информации, источники необходимых анализировать и сведений, оценивать ее Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) 3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Место и роль учебного курса, предмета В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии грибов, растений, животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы и природопользования, сельскохозяйственного производства и медицины, биотехнологии и других отраслей народного хозяйства. Планируемые результаты освоения курса биологии в 7классе Предметные результаты Учащиеся должны знать: - принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений; - различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов; - общие признаки жизнедеятельности клеток; - значение деления клеток; - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в природе и жизни человека; - методы профилактики инфекционных заболеваний. - особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников; - принципиальные отличия спор грибов от спор растений; - разнообразие и распространение грибов и лишайников; - значение грибов и лишайников в природе и жизни человека. - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; - разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений; - роль растений в биосфере и жизни человека. - строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений; - обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза; - условия, необходимые для прорастания семян; - способы распространения плодов и семян. - принципиальную разницу между бесполым и половым размножением; - особенности жизненных циклов растений разных систематических групп; - основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения. - характерные признаки однодольных и двудольных растений; - признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; - важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение. - три группы экологических факторов; - основные экологические группы растений; - растительные сообщества и их типы; - закономерности развития и смены растительных сообществ; - о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: - приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы; - определять принадлежность растений к той или иной экологической группе; - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; - характеризовать распространение растений в различных природных зонах земли; - объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных - объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества. - определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы; - оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; - наблюдать и описывать различных представителей растительного мира; - находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения; - классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; - использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; - приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; - обобщать и делать выводы по изученному материалу; - работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; - представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; - работать со всеми компонентами текста; - составлять простые и сложные планы текста; - проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; - при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты - Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - умение реализовывать теоретические познания на практике; - осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности; - осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу; - развитие эстетического восприятия живой природы; - формирование ответственного отношения к учению, труду; - формирование целостного мировоззрения; - умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; - способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; - формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС» Тема Тема урока К-во часов 2 часа Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники 1. Многообразие организмов, их классификация Бактерии - доядерные организмы 2. Грибы – царство живой природы Лишайники – комплексные симбиотические организмы Раздел 2. Многообразие растительного мира 3. Общая характеристика водорослей 4. Высшие споровые растения Моховидные Папоротниковидные Плауновидные. Хвощевидные 5. Голосеменные – отдел семенных растений Разнообразие хвойных растений 6. Покрытосеменные, или цветковые Строение семян 7. Виды корней 8. Побег и почки 9. Строение стебля 10. Строение и разнообразие цветков Плоды 8 часов Раздел 3. Многообразие животного мира 11. Общие сведения о животном мире Одноклеточные животные, или простейшие 12. Тип Кишечнополостные Тип Плоские черви Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви 13. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Класс Паукообразные 14. Класс Насекомые. Класс Птицы 15. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся 16. Класс Млекопитающие 17.Эволюция. 17 часов Итого 17 часов Календарно-тематический план № Тема урока Кол-во часов Дата По плану По факту Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники 1 2 Многообразие организмов, их 1 классификация. Вид – основная единица систематики Бактерии - доядерные организмы. 1 Грибы и лишайники. Раздел 2. Многообразие растительного мира Общая характеристика водорослей. Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения . Моховидные. Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. 1 5 Голосеменные – отдел семенных растений. 1 6 Покрытосеменные, или цветковые. Строение семян 1 7 Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней 1 8 Побег и почки 1 9 Строение стебля 1 10 Строение и разнообразие цветков. 1 Соцветия. Плоды. Раздел 2. Многообразие животного мира 11 Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные, или простейшие 3 4 1 1 12 13 14 15 16 17 Тип Кишечнополостные. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви .Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие. Класс Ракообразные . Класс Паукообразные Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Класс птицы. Многообразие птиц и их значение 1 Строение и жизнедеятельность рыб Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс млекопитающие, многообразие зверей 1 Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистема. 1 Итого 17 часов 1 1 1