Утверждаю
ПРИНЯТА решением педагогического совета
Приказ № 166/б от 01.09.2022 г.
Протокол № 1 от 30.08. 2022 г.
Директор МБОУ «Лицей №7 г. Усть-Джегуты»
__________________________/З.М.Чомаева/
Рабочая программа по биологии
индивидуальное обучение
для 7 класса
Срок реализации -2022-2023 учебный год
Разработана учителем химии и биологии Салпагаровой Н.Х-М.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по биологии для 7 класса составлена
на основе следующих документов:
-
Федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
марта 2004 №1312 «Об утверждении
Федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016г. №38 "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального и общего, основного общего,
среднего общего образования. Утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования
МКОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»;
-
Предлагаемая рабочая программа реализуется
на основе учебно-
методического комплекса авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М.
Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.//
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в
начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для
изучения естественных наук в старшей школе.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а
также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний
для
современного
человека
трудно
переоценить.
Помимо
мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе
лежат
в
основе
природоохранных
мероприятий,
мероприятий
по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной
деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении
его качества и эффективности получения и практического использования
знаний.
Для
решения
этой важнейшей задачи был
государственный образовательный стандарт
принят новый
общего образования. В
соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе
должно обеспечить учащимся
высокую биологическую, экологическую и
природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга
вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических
и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является
условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать
в преподавании
развивающие,
исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые
педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных
модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе
образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по
изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению
своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа
предусматривает
проведение
демонстраций,
наблюдений,
лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в
разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению
знаний.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии
в 7 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать
экологическое
мышление:
умение
оценивать
свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является
(УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать
схематические
модели
с
выделением
существенных
характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь
определять
производить
достоверность.
поиск
возможные
информации,
источники
необходимых
анализировать
и
сведений,
оценивать
ее
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.)
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по
данной программе
Место и роль учебного курса, предмета
В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и
многообразии грибов, растений, животных, принципах их классификации;
знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения
и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией
растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических
знаний как научной основе охраны природы и природопользования,
сельскохозяйственного производства и медицины, биотехнологии и других
отраслей народного хозяйства.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 7классе
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки
растений;
- различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
- общие признаки жизнедеятельности клеток;
- значение деления клеток;
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в природе и жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний.
- особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и
лишайников;
- принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
- разнообразие и распространение грибов и лишайников;
- значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные,
покрытосеменные),
их
строение,
особенности
жизнедеятельности и многообразие;
- разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
- роль растений в биосфере и жизни человека.
-
строение,
многообразие,
видоизменения
и
функции
органов
покрытосеменных растений;
-
обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат
фотосинтеза;
- условия, необходимые для прорастания семян;
- способы распространения плодов и семян.
- принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
- особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
-
основные способы естественного и искусственного вегетативного
размножения.
- характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
-
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и хозяйственное значение.
- три группы экологических факторов;
- основные экологические группы растений;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
-
о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на
растительный мир
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на
растительные организмы;
-
определять принадлежность растений к той или иной экологической
группе;
-
объяснять происхождение растений и основные этапы развития
растительного мира;
- характеризовать распространение растений в различных природных зонах
земли;
- объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных
-
объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего
человечества.
- определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
-
оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного
мира;
- наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;
- находить в различных источниках необходимую информацию о растениях,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-
сравнивать растения изученных таксономических групп между собой,
делать выводы на основе сравнения;
-
классифицировать
и
самостоятельно
выбирать
критерии
для
классификации;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных
таксонов;
-
приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды,
необходимости защиты окружающей среды;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации, использовать для
поиска информации возможности Интернета;
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных
технологий;
- работать со всеми компонентами текста;
- составлять простые и сложные планы текста;
-
проводить биологические исследования и делать выводы на основе
полученных результатов;
-
при
выполнении
лабораторных
и
практических
работ
выбирать
оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и
требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты
- Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую
науку;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может
иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к
самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их
участие в природоохранной деятельности;
- осознание важности формирования экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим
природу;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
-
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение
оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения
существующего мнения;
- способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения
корректив в усваиваемые знания;
- формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС»
Тема
Тема урока
К-во
часов
2 часа
Раздел 1.
Бактерии, грибы,
лишайники
1. Многообразие организмов, их классификация
Бактерии - доядерные организмы
2. Грибы – царство живой природы
Лишайники – комплексные симбиотические
организмы
Раздел 2.
Многообразие
растительного
мира
3. Общая характеристика водорослей
4. Высшие споровые растения
Моховидные
Папоротниковидные
Плауновидные. Хвощевидные
5. Голосеменные – отдел семенных растений
Разнообразие хвойных растений
6. Покрытосеменные, или цветковые
Строение семян
7. Виды корней
8. Побег и почки
9. Строение стебля
10. Строение и разнообразие цветков
Плоды
8 часов
Раздел 3.
Многообразие
животного мира
11. Общие сведения о животном мире
Одноклеточные животные, или простейшие
12. Тип Кишечнополостные
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви
13. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
14. Класс Насекомые. Класс Птицы
15. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся
16. Класс Млекопитающие
17.Эволюция.
17 часов
Итого 17 часов
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
По плану По факту
Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники
1
2
Многообразие организмов, их
1
классификация. Вид – основная
единица систематики
Бактерии - доядерные организмы.
1
Грибы и лишайники.
Раздел 2. Многообразие растительного мира
Общая характеристика водорослей.
Многообразие и значение
водорослей в природе и жизни
человека.
Высшие споровые растения .
Моховидные. Папоротниковидные.
Плауновидные. Хвощевидные.
1
5
Голосеменные – отдел семенных
растений.
1
6
Покрытосеменные, или цветковые.
Строение семян
1
7
Виды корней и типы корневых
систем.
Видоизменения корней
1
8
Побег и почки
1
9
Строение стебля
1
10
Строение и разнообразие цветков.
1
Соцветия. Плоды.
Раздел 2. Многообразие животного мира
11
Общие сведения о животном мире.
Одноклеточные животные, или
простейшие
3
4
1
1
12
13
14
15
16
17
Тип Кишечнополостные.
Общая характеристика червей. Тип
Плоские черви. Тип Круглые черви
.Тип Кольчатые черви
Тип Членистоногие. Класс
Ракообразные . Класс
Паукообразные
Класс Насекомые. Многообразие
насекомых.
Класс птицы. Многообразие птиц и
их значение
1
Строение и жизнедеятельность рыб
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся
Класс млекопитающие,
многообразие зверей
1
Эволюция растений и животных, их
охрана. Экосистема.
1
Итого 17 часов
1
1
1