Рабочая программа по информатике для 10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по информатике
для 10 (десятого) класса
Разработана учителем информатики
Шамановой Дианой Магометовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе
следующих документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ» Об образовании в Российской

Федерации»;
2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства

образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП2004);
3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего

образования по информатике и информационным технологиям (приказ МО РФ
от 05.03.2004. 1089);
4.

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия

человека

и

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)
(далее - СанПиН 2.4.2.2821- 10);
Цели

и

образовательные

результаты

представлены

на

личностном,

метапредметном и предметном уровнях.
Цели изучения информатики:
 освоение

системы

базовых

знаний,

отражающих

вклад

информатики

в

формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;

 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
 информационной деятельности;
 приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
 достижение

большинством

учащихся

повышенного

(продуктивного)

уровня

освоения учебного материала;
 подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике.
Задачи обучения информатики:
 Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных
процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения
информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о
социальных последствиях процесса информатизации общества.
 Углубление

теоретической

подготовки:

более

глубокие

знания

в

области

представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки,
поиска, защиты информации, информационного моделирования.
 Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе.
 Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
 Формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных.
 Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных
и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные
системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение
степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

 Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств
ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической
деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика

—

это

научная

дисциплина

о

закономерностях

протекания

информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел
теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная
роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным
областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и
инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения
вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные
старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности в математике.
В

разделах,

относящихся

к

информационным

технологиям,

ученики

приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что
приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности,
большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз
данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются методы проектирования и
разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают
представление о создании реальных производственных информационных систем.
В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о
техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о
функционирующих на их
базе информационных службах и сервисах. В этом же разделе ученики
знакомятся

с

основами

построения

сайтов,

осваивают

работу

с

одним

из

высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).
Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и
программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе
основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории

алгоритмов. У учеников углубляется знание языков программирования (в учебнике
рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на ПК типовых
задач обработки информации путем программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной
школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права,
информационной безопасности.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
сущность



закономерности

информатики

протекания

как

научной

информационных

дисциплины,

процессов

в

изучающей

различных

средах

прежде

всего

(системах);
основные



области

применения

информатики,

информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной


деятельности.

Результаты освоения учебного предмета
При

изучении

курса

«Информатика»

формируются

следующие

личностные

результаты:
1.

Гражданско-атриотическое воспитание:


представление о социальных нормах и правилах межличностных

отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к
разнообразной
познавательных

совместной
задач,

деятельности

создании

учебных

при

выполнении

проектов;

учебных,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.


ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и

научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых

мировых

и

отечественных

достижениях

в

области

информатики

и

информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
2.

Духовно- нравственное воспитание детей на основе российских

традиционных ценностей:


формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том

числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том
числе в сети Интернет.
3. Эстетическое воспитание:
 эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
4. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
 физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
5. Трудовое воспитание:
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой
профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности.
6. Экологическое воспитание:

 экологическая культура, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
7. Познавательное:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира

и

общества;

информационная

культура,

в

том

числе

навыки

самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий;

готовность и

способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Предметные

результаты,

которые

ориентированы

на

обеспечение,

преимущественно,
общеобразовательной и общекультурной подготовки:
 сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в
окружающем мире;
 владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
 владение умением понимать программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
 знание основных конструкций программирования;
 умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
 владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных
конструкций программирования и отладки таких программ;

 использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
 сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
 сформированность представлений о способах хранения и простейшей
обработке данных;
 сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними;
 владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
 сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
 сформированность понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении

данных,

предназначенных

для

хранения

и

бработки

в

автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные

и

неравномерные коды. Условие Фано.

Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в
этих

системах

счисления.

Элементы

комбинаторики,

теории

множеств

и

математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.

Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение
простейших логических уравнений.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные
компьютеры.

Микроконтроллеры.

Роботизированные

производства.

Выбор

конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития
аппаратного

обеспечения

компьютеров.

Программное

обеспечение

(ПО)

компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение.
Особенности

программного

обеспечения

мобильных

устройств.Организация

хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов,
облачных

технологий

и

мобильных

устройств.

Прикладные

компьютерные

программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области
программного

обеспечения.

Способы

и

средства

обеспечения

надежного

функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой
текста. Технические средства ввода

текста. Программы распознавания текста,

введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета.

Планируемые результаты подготовки выпускников
Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые
планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные
технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком
или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или
политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Курс

информатики

средней

школы

является

завершающим

этапом

непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается
на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения
ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую
очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
 понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области;
 умение решать основные задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
 осознание рамок изучаемой предметной области, типичных связей с некоторыми
другими областями знания.
Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на
дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и
деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе,
умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его
негативных воздействий.
Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть
ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область
информатики.
Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может
научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.

Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня,
должен

получить

возможность

научиться

выполнять

большинство

заданий

повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового
уровня, должен получить возможность научиться выполнять отдельные задания
высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

Кол-во

Дата по

Дата

часов

плану

фактически

Информация и информационные процессы – 6 часов
1.

Понятие информации

1

2.

Представление информации, языки ,

1

кодирование
3.

Измерение информации. Алфавитный

1

подход
4.

Измерение информации.

1

Содержательный подход
5.

Представление чисел в компьютере

1

6.

Представление текста , изображения и

1

звука на компьютере
7.

Практическая работа по теме

1

«Информация»
8.

Контрольная работа «Информация и

1

информационные процессы».
Информационные процессы
9.

Хранение информации

1

10. Передача информации

1

11. Обработка информации и алгоритмы

1

12. Автоматическая обработка информации

1

13. Информационные процессы на

1

компьютере
14. Практическое занятие по теме

1

«Информационные процессы»
15.

Контрольная работа «Компьютер и

1

его программное обеспечение».
Программирование обработки информации
16. Алгоритмы и величины

1

17. Структура алгоритмов

1

18. Паскаль- язык структурного

1

программирования
19. Элементы языка Паскаль и типы данных

1

20. Операции, функции, выражения

1

21. Оператор присваивания, ввод и вывод

1

данных
22. Логические величины, операции,

1

выражения
23. Программирование ветвлей

1

24. Пример поэтапной разработки

1

программы решения задачи
25. Вложенные и итерационные циклы

1

26. Вспомогательные алгоритмы и

1

подпрограммы
27. Массивы

1

28. Организация ввода и вывода данных с

1

использованием файлов
29. Символьный тип данных

1

30. Строки символов

1

31. Комбинированный тип данных

1

32. Практическое занятие по теме

1

«Программирование обработки
информации»
33. Проверочная работа «Представление

1

информации в компьютере»
34. Повторение

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».