Рабочая программа во внеурочной деятельности История кчр1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР»
для 1 а, б класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М.

2022 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР»
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 №
СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы НОО.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач нашего времени.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине, привязанность к
родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Меняются времена, эпохи, люди, но вечным
остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Нравственно – патриотическое воспитание – одно из
важнейших звеньев системы воспитательной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры края, района, страны на основе
ценностного подхода к пониманию культурных истоков. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к
своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на занятиях по внеурочной деятельности.
Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Младший школьный возраст –
фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в
наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно –
патриотических чувств у младших школьников.

Цель курса:
 Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны,
родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших
школьников.
Основные задачи:










воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о родном крае;
знакомство детей с символами КЧР (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за свой край;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе.
Форма организации:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История и культура народов КЧР»
необходимо использовать такие формы проведения занятий как







индивидуальные и групповые беседы;
дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;
интегрированная деятельность;
экскурсии, видеоуроки;
творческие встречи;
посещение выставок.

Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Название раздела

Форма организации

Виды деятельности

Моя школа (5 ч)

экскурсии;
коллективные
творческие дела;
трудовые дела.

прививать любовь к родной школе, учить чувствовать
первоклассника частью большой школьной семьи, изучать
традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к
одноклассникам, коммуникативные качества.

изучить историю своей семьи, показать историю происхождения
имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье,
её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать
ребёнку в понимании особенности общественных отношений в
семье.
беседы, викторины;
прививать любовь к родному краю, городу, воспитывать
Мой край (9 ч)
экскурсии,
поездки, патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории
походы;
своего города, познакомить с традициями села, рассказать о
выставки;
жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую
Родину.
поездки, обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю
Мой район. Природа экскурсии;
походы;
района, прививать любовь к родной природе, воспитывать
родного края (11ч)
трудовые дела.
экологически грамотное отношение в природе;
коллективные
творческие дела;
Моя семья(8 ч)

беседы, викторины;
коллективные
творческие дела;

Проекты программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия»
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей младшего школьного
возраста от 7 до 10 лет, включает четыре проекта, и отражает различные направления процесса приобщения детей к
национальной культуре:
1. Проект «Карачаево – Черкесия»






Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президент и т. д.);
Города Карачаево - Черкесии;
Народные промыслы КЧР ;
Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои;
Достопримечательности Карачаево – Черкесии;

2. Проект «Сказание старины глубокой»
 «Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни, частушки, и тд);
 Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми
праздниками);
 Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР);
 «Гори, гори ясно» (знакомство с народными играми)
3. Проект «Моя малая Родина»




Знакомство с родным городом–Усть-Джегутой (история города, достопримечательности, природа, и т. д.);
Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи);
Мы такие разные и одинаковые (о национальностях, проживающих на территории района);
Слава и гордость земли русской (о героях района, о тружениках села).

4. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии»




Край гор и альпийских лугов;
Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником);
Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии)

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты


формировании у детей мотивации к обучению,



о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.



развитие познавательных навыков учащихся,



умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического

и творческого мышления.

Метапредметные результаты
Регулятивные


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;



планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане



осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные


умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.



добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы;



основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,



выделять существенную информацию из текстов разных видов;



осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



умение координировать свои усилия с усилиями других.



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;



задавать вопросы;



допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
 Родословную своей семьи.
 Происхождение своей фамилии и значение своего имени.






1.

Семейные традиции.
Владеть информацией о профессии своих родителей.
Права и обязанности родителей и детей.
Вклад своей семьи в историю города, страны.
Правила этики и культуры речи.
Что такое «проект», «проблема», «гипотеза»

Уметь:
 Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
 Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в
аналогичную ситуацию.
 Вести рассказ от начала до конца;
 Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты.
 Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи.
 Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу.
 Ставить вопросы для решения проблемы.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:







Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.

Уметь:





Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и
выборочно; выделять главное и второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:





Историческое прошлое родного края.
Заботы жителей города, их участие в различных общественных инициативах.
Исторические, культурные, природные памятники своего края.
Памятные исторические события нашей Родины, традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей
местности.
 О замечательных людях Карачаево-Черкесии.
 Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ.
Уметь:
 Работать с источниками информации, с научно- популярной литературой.
 Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме.
 Логически выстраивать текстовой материал.
 Проводить исследования, анализировать результаты исследований.
 Оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями.
 Выступать с докладом.

 Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках окружающего мира,
литературного чтения).

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
 Творчество писателей и поэтов Родного края.
 Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае.
 Требования к созданию постера.
Уметь:
 Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет,
характеризовать героя.
 Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение.
 Давать устные отзывы.
 Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою.
 Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений
по заданной теме).
 Составлять аннотации к прочитанной книге.
 Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода); составлять заметку в газету.
 Отбирать необходимые знания из большого объёма информации.
 Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их.
 Создавать постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края.

Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№

Тема занятия

Количество

Дата

часов
По плану

Моя школа
1.

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.

1

2.

Моя школа. Достижения моей школы.

1

3.

Традиции школы. Законы и заповеди

1

4.

Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.

1

5.

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

Моя семья
6.

Что такое семья? Вводное занятие.

1

7.

Кто я? Где живу?

1

По факту

8.

Мой папа. Моя мама.

1

9.

Проект «Моя родословная» Из истории семьи

1

10. Показ детской презентации «Мой дом-моя крепость».

1

11. Что в имени моем?

1

12. Моя бабушка. Мой дедушка

1

13. Конкурс рисунков «Моя семья»

1

Моя малая Родина
14. Моя малая Родина – Карачаево-Черкесия. Символика

1

15. Мой город. История моего города

1

16. Экскурсия в краеведческий музей

1

17. Мой любимый уголок малой Родины

1

18. Памятные места моего города. Экскурсия

1

19. Мои известные земляки

1

20. Традиции родного города

1

21. Посещение городской детской библиотеки

1

22. Конкурс рисунков «Мой родной город»

1

Мой район. Природа родного края
23. Город Усть-Джегута. Вводное занятие.

1

24. Растения родного края. Экскурсия в природу.

1

25. Насекомые нашего края.

1

26. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств.

1

Викторина «Золотая рыбка».
27. Птицы нашего края

1

28. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.

2

29.
30. Звери, обитающие на территории нашего района

1

31. «В мире животных». Викторина.

1

32. Конкурс рисунков «Природа родного края»

1

33. Проект «Карачаево – Черкесия»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».