Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР»
для 1 а, б класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М.
2022 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР»
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 №
СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач нашего времени.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине, привязанность к
родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Меняются времена, эпохи, люди, но вечным
остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Нравственно – патриотическое воспитание – одно из
важнейших звеньев системы воспитательной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры края, района, страны на основе
ценностного подхода к пониманию культурных истоков. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к
своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на занятиях по внеурочной деятельности.
Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Младший школьный возраст –
фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в
наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно –
патриотических чувств у младших школьников.
Цель курса:
Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны,
родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших
школьников.
Основные задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о родном крае;
знакомство детей с символами КЧР (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за свой край;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе.
Форма организации:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История и культура народов КЧР»
необходимо использовать такие формы проведения занятий как
индивидуальные и групповые беседы;
дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;
интегрированная деятельность;
экскурсии, видеоуроки;
творческие встречи;
посещение выставок.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Название раздела
Форма организации
Виды деятельности
Моя школа (5 ч)
экскурсии;
коллективные
творческие дела;
трудовые дела.
прививать любовь к родной школе, учить чувствовать
первоклассника частью большой школьной семьи, изучать
традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к
одноклассникам, коммуникативные качества.
изучить историю своей семьи, показать историю происхождения
имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье,
её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать
ребёнку в понимании особенности общественных отношений в
семье.
беседы, викторины;
прививать любовь к родному краю, городу, воспитывать
Мой край (9 ч)
экскурсии,
поездки, патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории
походы;
своего города, познакомить с традициями села, рассказать о
выставки;
жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую
Родину.
поездки, обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю
Мой район. Природа экскурсии;
походы;
района, прививать любовь к родной природе, воспитывать
родного края (11ч)
трудовые дела.
экологически грамотное отношение в природе;
коллективные
творческие дела;
Моя семья(8 ч)
беседы, викторины;
коллективные
творческие дела;
Проекты программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия»
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей младшего школьного
возраста от 7 до 10 лет, включает четыре проекта, и отражает различные направления процесса приобщения детей к
национальной культуре:
1. Проект «Карачаево – Черкесия»
Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президент и т. д.);
Города Карачаево - Черкесии;
Народные промыслы КЧР ;
Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои;
Достопримечательности Карачаево – Черкесии;
2. Проект «Сказание старины глубокой»
«Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни, частушки, и тд);
Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми
праздниками);
Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР);
«Гори, гори ясно» (знакомство с народными играми)
3. Проект «Моя малая Родина»
Знакомство с родным городом–Усть-Джегутой (история города, достопримечательности, природа, и т. д.);
Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи);
Мы такие разные и одинаковые (о национальностях, проживающих на территории района);
Слава и гордость земли русской (о героях района, о тружениках села).
4. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии»
Край гор и альпийских лугов;
Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником);
Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
формировании у детей мотивации к обучению,
о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического
и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
Родословную своей семьи.
Происхождение своей фамилии и значение своего имени.
1.
Семейные традиции.
Владеть информацией о профессии своих родителей.
Права и обязанности родителей и детей.
Вклад своей семьи в историю города, страны.
Правила этики и культуры речи.
Что такое «проект», «проблема», «гипотеза»
Уметь:
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в
аналогичную ситуацию.
Вести рассказ от начала до конца;
Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты.
Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи.
Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу.
Ставить вопросы для решения проблемы.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и
выборочно; выделять главное и второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:
Историческое прошлое родного края.
Заботы жителей города, их участие в различных общественных инициативах.
Исторические, культурные, природные памятники своего края.
Памятные исторические события нашей Родины, традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей
местности.
О замечательных людях Карачаево-Черкесии.
Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ.
Уметь:
Работать с источниками информации, с научно- популярной литературой.
Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме.
Логически выстраивать текстовой материал.
Проводить исследования, анализировать результаты исследований.
Оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями.
Выступать с докладом.
Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках окружающего мира,
литературного чтения).
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
Творчество писателей и поэтов Родного края.
Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае.
Требования к созданию постера.
Уметь:
Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет,
характеризовать героя.
Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение.
Давать устные отзывы.
Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою.
Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений
по заданной теме).
Составлять аннотации к прочитанной книге.
Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода); составлять заметку в газету.
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации.
Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их.
Создавать постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
Тема занятия
Количество
Дата
часов
По плану
Моя школа
1.
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.
1
2.
Моя школа. Достижения моей школы.
1
3.
Традиции школы. Законы и заповеди
1
4.
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.
1
5.
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
Моя семья
6.
Что такое семья? Вводное занятие.
1
7.
Кто я? Где живу?
1
По факту
8.
Мой папа. Моя мама.
1
9.
Проект «Моя родословная» Из истории семьи
1
10. Показ детской презентации «Мой дом-моя крепость».
1
11. Что в имени моем?
1
12. Моя бабушка. Мой дедушка
1
13. Конкурс рисунков «Моя семья»
1
Моя малая Родина
14. Моя малая Родина – Карачаево-Черкесия. Символика
1
15. Мой город. История моего города
1
16. Экскурсия в краеведческий музей
1
17. Мой любимый уголок малой Родины
1
18. Памятные места моего города. Экскурсия
1
19. Мои известные земляки
1
20. Традиции родного города
1
21. Посещение городской детской библиотеки
1
22. Конкурс рисунков «Мой родной город»
1
Мой район. Природа родного края
23. Город Усть-Джегута. Вводное занятие.
1
24. Растения родного края. Экскурсия в природу.
1
25. Насекомые нашего края.
1
26. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств.
1
Викторина «Золотая рыбка».
27. Птицы нашего края
1
28. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.
2
29.
30. Звери, обитающие на территории нашего района
1
31. «В мире животных». Викторина.
1
32. Конкурс рисунков «Природа родного края»
1
33. Проект «Карачаево – Черкесия»
1