Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР» для 1 а, б класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М. 2022 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР» Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы НОО. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры края, района, страны на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на занятиях по внеурочной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Младший школьный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у младших школьников. Цель курса: Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Основные задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о родном крае; знакомство детей с символами КЧР (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за свой край; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе. Форма организации: Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История и культура народов КЧР» необходимо использовать такие формы проведения занятий как индивидуальные и групповые беседы; дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры; интегрированная деятельность; экскурсии, видеоуроки; творческие встречи; посещение выставок. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Название раздела Форма организации Виды деятельности Моя школа (5 ч) экскурсии; коллективные творческие дела; трудовые дела. прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества. изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье. беседы, викторины; прививать любовь к родному краю, городу, воспитывать Мой край (9 ч) экскурсии, поездки, патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории походы; своего города, познакомить с традициями села, рассказать о выставки; жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину. поездки, обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю Мой район. Природа экскурсии; походы; района, прививать любовь к родной природе, воспитывать родного края (11ч) трудовые дела. экологически грамотное отношение в природе; коллективные творческие дела; Моя семья(8 ч) беседы, викторины; коллективные творческие дела; Проекты программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия» Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет, включает четыре проекта, и отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре: 1. Проект «Карачаево – Черкесия» Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президент и т. д.); Города Карачаево - Черкесии; Народные промыслы КЧР ; Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои; Достопримечательности Карачаево – Черкесии; 2. Проект «Сказание старины глубокой» «Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни, частушки, и тд); Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми праздниками); Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР); «Гори, гори ясно» (знакомство с народными играми) 3. Проект «Моя малая Родина» Знакомство с родным городом–Усть-Джегутой (история города, достопримечательности, природа, и т. д.); Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи); Мы такие разные и одинаковые (о национальностях, проживающих на территории района); Слава и гордость земли русской (о героях района, о тружениках села). 4. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии» Край гор и альпийских лугов; Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником); Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны Знать: Родословную своей семьи. Происхождение своей фамилии и значение своего имени. 1. Семейные традиции. Владеть информацией о профессии своих родителей. Права и обязанности родителей и детей. Вклад своей семьи в историю города, страны. Правила этики и культуры речи. Что такое «проект», «проблема», «гипотеза» Уметь: Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Вести рассказ от начала до конца; Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты. Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи. Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу. Ставить вопросы для решения проблемы. В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны Знать: Основы экологической культуры. Некоторые особенности природы своего края. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Правила поведения в природе. Уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Различать изученные растения, животных. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя. Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главное и второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе; презентовать работу общественности. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны Знать: Историческое прошлое родного края. Заботы жителей города, их участие в различных общественных инициативах. Исторические, культурные, природные памятники своего края. Памятные исторические события нашей Родины, традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности. О замечательных людях Карачаево-Черкесии. Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ. Уметь: Работать с источниками информации, с научно- популярной литературой. Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме. Логически выстраивать текстовой материал. Проводить исследования, анализировать результаты исследований. Оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями. Выступать с докладом. Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках окружающего мира, литературного чтения). В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны Знать: Творчество писателей и поэтов Родного края. Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае. Требования к созданию постера. Уметь: Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, характеризовать героя. Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение. Давать устные отзывы. Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою. Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме). Составлять аннотации к прочитанной книге. Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода); составлять заметку в газету. Отбирать необходимые знания из большого объёма информации. Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их. Создавать постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края. Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа) № Тема занятия Количество Дата часов По плану Моя школа 1. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. 1 2. Моя школа. Достижения моей школы. 1 3. Традиции школы. Законы и заповеди 1 4. Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. 1 5. Конкурс рисунков «Моя школа» 1 Моя семья 6. Что такое семья? Вводное занятие. 1 7. Кто я? Где живу? 1 По факту 8. Мой папа. Моя мама. 1 9. Проект «Моя родословная» Из истории семьи 1 10. Показ детской презентации «Мой дом-моя крепость». 1 11. Что в имени моем? 1 12. Моя бабушка. Мой дедушка 1 13. Конкурс рисунков «Моя семья» 1 Моя малая Родина 14. Моя малая Родина – Карачаево-Черкесия. Символика 1 15. Мой город. История моего города 1 16. Экскурсия в краеведческий музей 1 17. Мой любимый уголок малой Родины 1 18. Памятные места моего города. Экскурсия 1 19. Мои известные земляки 1 20. Традиции родного города 1 21. Посещение городской детской библиотеки 1 22. Конкурс рисунков «Мой родной город» 1 Мой район. Природа родного края 23. Город Усть-Джегута. Вводное занятие. 1 24. Растения родного края. Экскурсия в природу. 1 25. Насекомые нашего края. 1 26. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств. 1 Викторина «Золотая рыбка». 27. Птицы нашего края 1 28. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. 2 29. 30. Звери, обитающие на территории нашего района 1 31. «В мире животных». Викторина. 1 32. Конкурс рисунков «Природа родного края» 1 33. Проект «Карачаево – Черкесия» 1