Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа по математике для учащихся 6 класса Разработана Эбзеевой Ларисой Ромазановной, учителем математики. Высшая категория Срок реализации- 2022-2023 учебный год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по математике для 6 класса МБОУ «Лицей №7 г.УстьДжегуты». составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты». 5. Учебный план МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты». 6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту: 1.Виленкин,Н.Я. Математика.6 класс: учебник /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,С.И.Швацбурд.. 2. Жохов, В.И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала/В.И.Жохов. 3.Жохов, В.И. Преподование математики в 5-6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н.Я. и др./В.И.Жохов. 4. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс/ Сост.Л.П.Попова.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2014.-96с.-(Контрольноизмерительные материалы). Рабочая программа ориентирована на УМК: 1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы/ [автор-составитель В.И.Жохов]. – М.: Мнемозина, 2010 2. Учебник. Математика 6 класс./ [авторы- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд] - М.: Мнемозина, 2013 3 3. Рабочая тетрадь "Математика" 6 класс Автор Т.М. Ерина М.: Издательство «Экзамен», 2013 4. Контрольные работы "Математика" 6 класс Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева М.: Мнемозина, 2011 5. Математические диктанты 6 класс. Авт.: В.И. Жохов М.: Мнемозина, 2010 6. Математический тренажер 6 класс. Авт.: В.И. Жохов М.: Мнемозина, 2012 7. CD-ROM. Математика. 6 класс. Учебное интерактивное пособие к учебнику Виленкина. Тренажер по математике, М.: Мнемозина, 2013 8. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010 9. Сборник практических задач по математике: 6 класс, Выговская В.В., - М.: ВАКО, 2012 10.Дидактические материалы по математике для 5 класса, Чесноков А.С., Нешков К.И., - М.: Класикс Стиль, 2009 11.За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин 12.Методический журнал для учителей математики «Математика», ИД «Первое сентября» Рабочая программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты». Общие цели изучения курса: Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Задачи: сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе; предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти; обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения; 4 обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования; сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; выявить и развить математические и творческие способности; развивать навыки вычислений с натуральными числами; учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями; дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств; учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения; продолжить знакомство с геометрическими понятиями; развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических Срок реализации – 1 год (2022 - 2023). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Делимость чисел (18 ч) Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями. 2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (24ч) Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач. Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей. 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (28ч) Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби 4. Отношения и пропорции (21ч) 5 Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар. Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин. 5. Положительные и отрицательные числа (14ч) Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки. Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел. 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (15ч) Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13ч) Умножение десятичных положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами. 8. Решение уравнений (16ч) Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Основная цель – подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений. 9. Координаты на плоскости (12ч) Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм. Основная цель – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные: • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; Метапредметные: • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; Предметные: • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Система достижения планируемых результатов Для оценки достижений обучающегося используются следующие виды и формы контроля: Система контрольных работ: Контрольная работа, проверочная работа, тест, зачет, диктант, взаимоконтроль, самоконтроль 7 Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. 8 Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № № п п/п Наименование раздела/темы Количеств о часов Кол-во часов контроль 9 ных работ 1 Повторение изученного материала в 5 классе 1 2 Делимость чисел 2 3 3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 4 Умножение и деление обыкновенных дробей 4 5 Отношения и пропорции 5 6 Положительные и отрицательные числа 6 7 8 7 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 8Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 9Решение уравнений 9 1Координаты на плоскости 10 11 Всего 1Итоговое повторение курса математики 6 класса 3 - 18 1 24 2 28 3 21 2 14 2 15 1 13 1 26 1 12 1 14 - 175 14 10 Календарно-тематическое планирование 6 класс (5 часов) № Раздел, тема урока урок а Повторение курса математики 5 класса 1 Действия с десятичными дробями Дата По плану По факту 02.09.2022 2 Решение уравнений 05.09.2022 3 Решение текстовых задач. 06.09.2022 4 6 07.09.2022 Контрольная работа. Исходный уровень знаний. 08.09.2022 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. ГЛАВА I. Обыкновенные дроби §1. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ. 09.09.2022 Делители и кратные 7 Делители и кратные 13.09.2022 8 Делители и кратные 14.09.2022 9 Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 15.09.2022 10 Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 16.09.2022 11 Признаки делимости на 9 и на 3 19.09.2022 12 13 Признаки делимости на 9 и на 3 Простые и составные числа 20.09.2022 21.09.2022 14 15 16 17 Простые и составные числа Разложение на простые множители Разложение на простые множители Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. 22.09.2022 5 18 19 Примечание 23.09.2022 26.09.2022 27.09.2022 28.09.2022 29.09.2022 11 30.09.2022 Наименьшее общее кратное 03.10.2022 Наименьшее общее кратное 04.10.2022 Наименьшее общее кратное 05.10.2022 Обобщение и систематизация знаний 06.10.2022 Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел» 07.10.2022 25 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. §2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ. 20 21 22 23 24 26 Основное свойство дроби 10.10.2022 27 Основное свойство дроби 11.10.2022 28 Сокращение дробей 12.10.2022 29 Сокращение дробей 13.10.2022 30 Сокращение дробей 14.10.2022 31 Приведение дробей к общему знаменателю Приведение дробей к общему знаменателю Приведение дробей к общему знаменателю Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, Обобщение по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел. 17.10.2022 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 18.10.2022 19.10.2022 20.10.2022 21.10.2022 24.10.2022 25.10.2022 26.10.2022 27.10.2022 28.10.2022 08.11.2022 12 42 43 44 45 46 47 09.11.2022 Сложение и вычитание смешанных чисел. 10.11.2022 Сложение и вычитание смешанных чисел. 11.11.2022 Сложение и вычитание смешанных чисел. 14.11.2022 Сложение и вычитание смешанных чисел. 15.11.2022 Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». 16.11.2022 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. § 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. 48 Умножение дробей. 17.11.2022 49 Умножение дробей. 18.11.2022 50 Умножение дробей. 21.11.2022 51 Умножение дробей. 22.11.2022 52 Нахождение дроби от числа. 23.11.2022 53 Нахождение дроби от числа. 24.11.2022 54 Нахождение дроби от числа. 25.11.2022 55 28.11.2022 61 Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. Обобщение по теме: «Умножение обыкновенных дробей» Контрольная работа №4 по теме: «Умножение обыкновенных дробей» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Взаимно обратные числа 62 Взаимно обратные числа 07.12.2022 63 Деление 08.12.2022 64 Деление 09.12.2022 56 57 58 59 60 29.11.2022 30.11.2022 01.12.2022 02.12.2022 05.12.2022 06.12.2022 13 65 Деление 12.12.2022 66 67 Деление Деление 13.12.2022 68 15.12.2022 70 Контрольная работа №5 «Деление обыкновенных дробей» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Нахождение числа по его дроби 71 Нахождение числа по его дроби 20.12.2022 72 Нахождение числа по его дроби 21.12.2022 73 Нахождение числа по его дроби 22.12.2022 74 Дробные выражения. 23.12.2022 75 Дробные выражения. 09.01.2023 76 Дробные выражения. 10.01.2023 77 78 11.01.2023 Контрольная работа №6 «Дробные выражения» 12.01.2023 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. §4. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ. 79 Отношения. 13.01.2023 80 81 Отношения. Отношения. 16.01.2023 82 83 Пропорции. Пропорции. 18.01.2023 84 Пропорции. 20.01.2023 85 Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Контрольная работа №7по теме: «Отношения и пропорции» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 23.01.2023 69 86 87 88 89 14.12.2022 16.12.2022 19.12.2022 17.01.2023 19.01.2023 24.01.2023 25.01.2023 26.01.2023 27.01.2023 14 90 Масштаб 30.01.2023 91 Масштаб 31.01.2023 92 Длина окружности и площадь круга 01.02.2023 93 Длина окружности и площадь круга 02.02.2023 94 Шар 03.02.2023 95 96 06.02.2023 Контрольная работа №8 по теме: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар» 07.02.2023 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. ГЛАВА II. Рациональные числа §5. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. 97 Координаты на прямой. 08.02.2023 98 Координаты на прямой. 09.02.2023 99 100 101 Противоположные числа. Противоположные числа. Модуль числа. 10.02.2023 102 Модуль числа. 15.02.2023 103 Сравнение чисел. 16.02.2023 104 Сравнение чисел. 17.02.2023 105 Сравнение чисел. 20.02.2023 106 107 Изменение величин. Изменение величин. 21.02.2023 108 Обобщение и систематизация знаний 24.02.2023 13.02.2023 14.02.2023 22.02.2023 27.02.2023 Контрольная работа №9 по теме: «Положительные и отрицательные числа» 28.02.2023 110 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. §6. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ 109 111 112 Сложение чисел с помощью координатной прямой Сложение чисел с помощью координатной прямой 01.03.2023 02.03.2023 15 113 Сложение отрицательных чисел 03.03.2023 114 Сложение отрицательных чисел 06.03.2023 115 Сложение чисел с разными знаками 07.03.2023 116 Сложение чисел с разными знаками 09.03.2023 117 Сложение чисел с разными знаками 10.03.2023 118 Вычитание. 13.03.2023 119 Вычитание. 14.03.2023 120 Вычитание. 15.03.2023 16.03.2023 Контрольная работа №10 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» 17.03.2023 122 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. §7. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. 20.03.2023 123 Умножение 121 124 Умножение 21.03.2023 125 Умножение 22.03.2023 126 127 Деление Деление 23.03.2023 128 Деление 03.04.2023 129 Рациональные числа 04.04.2023 130 Рациональные числа 05.04.2023 131 06.04.2023 Контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление положительных и отриц. чисел» 07.04.2023 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 10.04.2023 Свойства действий с рациональными числами 11.04.2023 Свойства действий с рациональными числами §8. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. 132 133 134 135 Раскрытие скобок 24.03.2023 12.04.2023 16 136 Раскрытие скобок 13.04.2023 137 Коэффициент 14.04.2023 138 Коэффициент 17.04.2023 139 Подобные слагаемые 18.04.2023 140 Подобные слагаемые 19.04.2023 141 Подобные слагаемые 20.04.2023 142 21.04.2023 143 Контрольная работа №12 по теме: «Подобные слагаемые» Анализ контрольной работы 144 Решение уравнений 25.04.2023 145 Решение уравнений 26.04.2023 146 Решение уравнений 27.04.2023 147 148 Контрольная работа №13 «Решение 28.04.2023 уравнений» 01.05.2023 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. §9. КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ. 149 Перпендикулярные прямые 02.05.2023 150 Перпендикулярные прямые 03.05.2023 151 Параллельные прямые 04.05.2023 152 Параллельные прямые 05.05.2023 153 Координатная плоскость 08.05.2023 154 Координатная плоскость 09.05.2023 155 Координатная плоскость 10.05.2023 156 Столбчатые диаграммы 11.05.2023 157 Столбчатые диаграммы 12.05.2023 158 Графики 15.05.2023 159 Графики 16.05.2023 160 17.05.2023 Контрольная работа №14 по теме: «Координатная плоскость». 18.05.2023 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Итоговое повторение курса математики 161 24.04.2023 17 19.05.2023 163 Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами Отношения и пропорции 164 Действия с рациональными числами 23.05.2023 165 Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Итоговая контрольная работа №15 24.05.2023 26.05.2023 168 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Координаты на плоскости. 169 Решение текстовых задач. 30.05.2023 170 Решение текстовых задач. 162 166 167 22.05.2023 25.05.2023 29.05.2023 18